Форум Кладоискатель. Металлоискатель форум.

Запорожье Нижний Днепр. Днепровские плавни,Старый днепр.

collins · 19 · 7762

Оффлайн Pirat

  • Пользователь
  • *

Форум Кладоискатель. Металлоискатель форум.



Оффлайн ДимДимыч

  • Постоялец
  • *
  • похож
В продолжение темы: снимок Запорожья 1944 года. Здесь четко видно как проходила ж/д линия с правого берега через Хортицу на левый берег. Фото кликается



А вот что пишет Лев Адельберг, запорожский историк и краевед: "Временный мост через Днепр
Тем, кому довелось побывать на детской железной дороге или посетить памятный обелиск воинам, форсировавшим Днепр на Разумовском плацдарме, не могли не обратить внимание на дамбу, по которой сейчас проходит автомагистраль. Начиная от сквера на привокзальной площади станции «Южная», эта дамба подходит прямо к левому берегу Днепра неподалеку от гостиницы «Волна» и домиков отдыха завода «Коммунар».
Когда-то через эту дамбу и временные мосты проходила железная дорога, соединявшая ст. «Запорожье-1» с Никополем.
14 октября 1943 г. немецко-фашистские войска были изгнаны из Запорожья и наше командование начало разработку плана по ликвидации противника с острова Хортица и правого берега Днепра.
Уже в первых числах ноября началось сооружение дамбы для наведения впоследствии временного моста и прокладки железнодорожных путей.
В ночь на 24 октября нашими войсками были захвачены плацдармы на о. Хортица и на Малой земле — выше ДнепроГЭС. Это был отвлекающий маневр. Основное наступление с форсированием Днепра намечалось на Разумовском плацдарме. В ночь на 26 ноября началась битва за Днепр. Достаточно сказать, что противник почти до конца декабря удерживал позиции на острове Хортица, и можно представить какие кровопролитные бои были в этих местах. Только когда враг почувствовал угрозу окружения, он оставил остров и правый берег Днепра.
К тому времени 23 октября нашими войсками был освобожден г. Днепропетровск, а 8-го февраля 1944 года и г. Никополь.
Началось срочное наведение деревянных временных мостов через Новый Днепр - южную оконечность о. Хортица — русло Старого Днепра. Эти мосты были необходимы нашим войскам для дальнейшего успешного наступления и освобождения правобережья.
Временный мост строил 126 отдельный мостостроительный батальон 4-го Украинского фронта. Проект моста был разработан командиром роты капитаном Перендеевым. Строительство вел батальон подполковника Манкевича.
Общая длина моста с левого на правый берег Днепра составляла около 1500 метров. Уже в первых числах января 1944 г. началась переброска военных грузов. После освобождения Никополя по мосту была проложена железнодорожная магистраль, и открылось сообщение между городами.
Автору этих строк довелось видеть как в конце апреля 1944 г. на мосту произошла авария. То ли сошел с рельсов состав, то ли не выдержали балки деревянного моста, но один из центральных пролетов рухнул в Днепр. Несколько вагонов ушли на дно. Через некоторое время мост был отремонтирован.
Заслуживает внимание и тот факт, что в период наведения этого моста нашими войсками местная партийная организация обратилась к населению города оказать помощь в наведении моста. На помощь пришли все запорожцы, которые могли работать, и мосты были наведены своевременно. В первые дни на сборке мостов работало каждый день до 5-ти тысяч человек, а в конце строительства - около 12-ти тысяч.
После того как противник был изгнан с Украины и окончилась война, мост еще долгое время работал по переброске мирных грузов, т.к. это была единственная магистраль, связывающая Донбасс с Криворожским бассейном. Плотина ДнепроГЭС была разрушена и восстанавливалась, мосты на северной оконечности о. Хортица были полностью выведены из строя.
И только в конце декабря 1952 г. с введением в строй железобетонных арочных мостов на северной оконечности о. Хортица, временные деревянные мосты были разобраны.
Опоры временного моста через Днепр были изготовлены из пропитанных специальным составом шпал и бревен. Крепились между собой на врубках и скобках. После возведения опор на них устанавливались деревянные фермы, также выполненные на врубках. Фермы делались высотой до 3-х метров, и длина их составляла порядка 30 метров. По верхнему поясу ферм укладывался настил из балок, и прокладывались железнодорожные пути.
Все деревянные конструкции такого моста изготавливались на берегу, а затем монтировались на месте, по ходу наведения моста. "

И чтобы закрыть тему, предлагаю пройти по ссылке http://retro.zp.ua/attraction/house/258-vremennye-mosty-cherez-dnepr.html где вы сможете более детально ознакомиться с интересующей вас темой и даже увидеть фото этого моста. С ув.
E-Trac