газета Миг
Вознесеновский мост
Для освоения земель Дикого поля и территорий Войска Запорожского императрица Екатерина II повела активные застройки степей крепостями, в том числе и Днепровской линии. Для доставки грузов и рабочей силы нужно было проложить в степи дороги, а через многочисленные речки построить мосты.
При строительстве Александровской крепости на берегу Днепра между его притоками Мокрой и Сухой Московками потребовалось сооружение моста, который мог бы обеспечить доставку в город грузов с паромной переправы Кичкас по короткому пути через Вознесен-скую гору и реку Сухая Московка.
Скорее всего, мост через Сухую Московку был построен из обыкновенных бревен, перевязанных веревкой или сбитых гвоздями. Хотя он был не идеален, но способствовал заселению близлежащих к крепости слобод и деревень, таких как Вознесеновка и Павлокичкас. Ведь именно в Вознесеновке осела большая часть солдат, служивших в крепости. Благодаря постройке моста крестьяне доставляли свои товары не только в Александровский посад, но и далеко за пределы самого уезда в другие губернии.
Хотя мост был построен в узком месте реки, практически каждую весну после половодья деревянная основа разрушалась, и его приходилось восстанавливать. В начале ХХ века на смену деревянному мосту поставили каменный мост. Неясно, сколько он простоял до первого ремонта, но достоверно известно, что в 1923 году было решено сделать капитальный ремонт моста. Для чего Вознесенов- ским сельским советом принято решение кирпич доставить из хутора Осокорового, а камень – из урочища Сагайдачного [там были каменоломни]. Оплата по ремонту проводилась из средств комитета взаимопомощи селян.
В конце 30-х годов прошлого столетия по мосту была проложена трамвайная линия, ведущая к Днепрогэсу. С постройкой промышленного комплекса и «запуском» «Красной воды» Вознесеновский мост был окончательно перестроен и обновлен. Сегодня он соединяет Жовтневый и Орджоникидзев- ский районы нашего города и на-ходится рядом с парком Победы.
Сейчас река Сухая Московка не имеет не одного притока, тянется от поселка Тепличного через весь Зеленый Яр и впадает в Красную воду. А сто лет назад она имела два рукава. Один из них вознесеновцы называли Капустяной рекой, поскольку она протекала по дну Капустяной балки. Капустяная река была местами глубокой и очень рыбной, по берегам ее пасся скот. В Капустяную реку выше балки Капустяной впадала река Осокоровая [тоже рыбная и глубокая], которая начиналась в одноименной балке. Осокоровая речка сохранилась в районе Запорожья Левого и села Матвеевка. А река Капустяная, к сожалению, поглощена водами Красной воды.
Отдельно хочется сказать об участке дороги, поднимающейся параллельно трамвайным путям от Вознесеновского моста к улице Победы и далее к остановке трамвая «Театр молодежи». Можно с уверенностью сказать, что именно этот участок сохранился от старой Екатеринослав-ской дороги, соединявшей паромную переправу Кичкас с Александровском. В XIX веке это была обыкновенная грунтовка, а в начале XX века ее выложили булыжником. Между остановками трамвая «Бульвар Центральный» и «5-я горбольница» местами еще можно увидеть ее сохранившиеся остатки