Форум Кладоискатель. Металлоискатель форум.

Древние народы населявшие Украину(Черкасскую область).

Доктор Ливси · 4 · 13807

Оффлайн Доктор Ливси

  • Постоялец
  • *
  • Вечная слава Нестору Махно!
 Интересуюсь историей родного края.Случайно нашел статью.На мой взгляд статья кому то может показаться  спорной и не правильной но в ней есть интересное про наших предков.Если кто нибудь находил что то интересное про древние народы населявшие Черкасскую область бросайте ссылки или тексты сюда пожалуйста :).Особенно интересно время когда Днепр называли Борисфен. Интересен быт и ремесла ,обычаи, фото и рисунки древних реликвий из нета и их назначение(как люди жили?). http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11603571 .

Обычаи древних славян:   http://www.ref.by/refs/1/187/1.html

Скифскую золотую цепочку и диадему нашли в Черкасской области



Черкасские краеведы откопали в кургане золотые украшения скифского периода. Шейную гривну — проволочное золотое украшение длиной почти полметра и весом около 180 граммов. Вторая находка — налобная диадема с изображением грифона, размером приблизительно 5х10 см. Ее взвесят после исследования. Находки датируют IV в. до нашей эры. Кроме золота, откопали металлические и костяные ножи, набор стрел в колчане, ожерелье, разбитую зернотерку, осколки посуды с клеймом.

— Мы не надеялись найти такие ценности, — говорит участник экспедиции в селе Нетеребка Корсунь-Шевченковского района Лариса Сиволап, 50 лет. Она заведует отделом археологии Черкасского краеведческого музея. В течение июня-июля археологи раскапывали скифское захоронение в Черкасской области. — В земле попадались бронзовые наконечники стрел, фрагменты амфор, небольших сосудов, бусины. Чтобы студенты не отчаялись, мы говорили им, что приближаемся в своих поисках к сокровищам. Но понимали, что вероятность найти что-то ценное практически нулевая. Могила на 90 процентов перерыта «черными археологами». Видно, что там работали современные буровые установки. Даже странно, что не нашли эти драгоценности.

Курган расположен в 10 км от села. Размером величиной с волейбольную площадку. Высота в наивысшей точке достигает 2 м. Экспедицию организовали Светлана Бессонова из Института археологии НАНУ и Михаил Сиволап из Черкасского национального педуниверситета им. Богдана Хмельницкого. Раскопки вели студенты-историки.

Археологи рассказывают, что находки были в могиле богатого скифа. По традиции, вместе с хозяином хоронили его жену, боевого коня, драгоценности.

— Это был вождь или «царь», где-то такого уровня, как глава райгосадминистрации, — говорит директор учебно-научного Института истории и философии 62-летний Василий Мельниченко.

Золотую гривну обнаружили 29 июля в 18.30, а диадему — 2 августа в 17.50. Время находки зафиксировали.

— Золотая цепочка, которую называли гривной, лежала возле скелета женщины, — говорит Лариса Сиволап. — Ее носили на шее, но она разровненна. Возможно, принадлежала жене скифа...

Диадему, согнутую несколько раз, не взвешивали, потому что она набита землей. Сделают это после разравнивания и вымывания. Она приблизительно того же веса, что и цепочка. Находки лежат в сейфе краеведческого музея. Их не показывают. Такие пластины носили на шапках как кокарды. Подобное украшение было найдено на Киевщине в 1846 году. В той экспедиции принимал участие Тарас Шевченко.

— Пластину во время захоронения положили отдельно, в другую нишу. Накрыли подстилкой, — рассказывают археологи. — Присыпали желтой глиной, а всю могилу — темной землей. Это значит, что драгоценность имела большую ценность и ее скрывали от возможных тогдашних мародеров.

Предполагают, что стоимость находок без учета исторической ценности — 150 тыс. грн.

Мартыновское сокровище состояло из 120 предметов

В 1900 году в селе Сахновка Корсунь-Шевченковского района Черкасской области нашли сокровище — золотые украшения — на территории городища Девич-гора. Датированное второй половиной XII в. Самой известной является диадема с изображением Александра Македонского.

В 1909-м в селе Мартыновка Каневского района обнаружили 120 предметов VI–VII в. н.э. Наибольшую художественную ценность представляют серебряные фигурки людей и животных, выполненные в специфическом стиле. Некоторые исследователи видят в нем влияние гуннов и аваров.

Оба сокровища внесли в перечень «100 самых известных шедевров Украины».

16 Августа 2011, 9:42
Чернолесская культура
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Чернолесская культура (Чорноліська культура) — археологическая культура переходного периода от бронзового к раннему железному веку (IX—VII вв. до н. э.). Распространена была в лесостепной полосе Правобережной Украины между Днепром и Днестром, а также в бассейне р. Ворсклы на Левобережье. Название получила от городища в Чёрном лесу в верховьях реки Ингулец (Кировоградская область), открытого и исследованного в 1949 г. Чернолесская культура знаменует начало скифской эпохи. На западе граничила с племенами гальштатской культуры, на востоке — с племенами срубной культуры. Чернолесская культура является развитием белогрудовской культуры[1].

Сначала была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а со временем распространилась на бассейн реки Ворскла, откуда вытеснила на север племена бондарихинской культуры, что весьма напоминает рассказ Геродота о вынужденном переселении невров.Культура

К данной культуре относится группа укрепленных городищ (Чернолесское, Тясминское, Калантаевское) и неукрепленных селищ, обнаруженных О. Треножкиным в Кировоградской области[2]. Важное городище возле Суботова (Черкасская область) было бронзолитейным центром культуры. Классическим образцом чернолесского городища считается укрепление на холме Тясмин. Оно состоит из глинобитного вала 12 х 1 м, у подножия которого обнаружены обгорелые остатки деревянных укреплений. Последние были построены из коробчатых срубов, соединенных частоколом. Снаружи был ров шириной 9 м и глубиной до 4 м. Со стороны, противоположной реке, подходы к крепости были укреплены еще одним рвом и валом. В долине реки Тясмин обнаружено наибольшее количество чернолесских городищ. Большинство из них представляет такие же круглые крепости диаметром от 40 до 100 м[3]. Внутри стен выявлены остатки довольно просторных (6 х 10 м) землянок. Селища могли занимать площадь до 10 га. Деревня Мачуха близ Полтавы состояла из 22 жилищ, расположенных по окружности диаметром 250—300 м. Могильники содержат как трупоположения (под насыпными курганами), так и трупосожжения (в урнах), причем последние превалируют на поздней стадии развития культуры.

Артефакты представляют собой каменные и бронзовые топоры, земледельческие орудия из бронзы, реже — железа, посуда, бронзовые украшения. Кухонная утварь не отличалась особым изяществом, она была полированной или покрывалась кварцевой крошкой. Вместе с тем встречаются и тщательно отделанные вазы грушевидной формы с высокими горлом и узким основанием, хорошо обожженные и украшенные бороздками, инкрустацией, насечками или сосцевидными выпуклостями, напоминающие изделия фракийской Бессарабии[4]. В совокупности найденные артефакты свидетельствуют о контактах местной культуры с Фракией, скифами и греческими колониями на побережье Черного моря.
Хозяйство

Основное занятие населения — хлебопашество, возделывали пшеницу, ячмень и просо; известно было и разведение рогатого скота, коней, свиней.
История

Большинство авторов согласно с тем, что чернолесская культура происходит от белогрудовской и комаровской культур, однако, с более отчетливым влиянием культуры причерноморских скифов. Комаровская культура, в свою очередь, является локальным вариантом культуры боевых топоров, подпавшим под влияние центральноевропейск их и трансильванских культур. М.Гимбутас, однако, усматривает также связь чернолесской культуры с предшествующим появлением в регионе индоевропейцев и считает ее локальным вариантом общей индоевропейской культуры.

Классическая чернолесская культура заканчивается к V в. до н. э., после чего следует период упрощения материальной культуры, интерпретируемый как обнищание в связи с политическим доминированием скифов. Вместе с тем на поздней стадии наблюдается рост укрепленных поселений, вероятно, для защиты от кочевников, сооружение многочисленных рвов, валов и деревянных стен. Плотность населения возрастает, а преемственность социокультурных традиций сохраняется. Драматическая смена археологических культур приходится лишь на II в. до н. э., когда в регионе появляются сарматы и позже — готы.
Этническая принадлежность

Этническая принадлежность носителей чернолесской культуры является дискуссионной. Одни считают их фракийцами[5] (при этом чернолесцев ассоциируют с агатирсами Геродота[6]) или иллирийцами[7], другие (Рыбаков Б. А., Гимбутас М., С.В.Перевезенцев[8]) — предками славян. При этом исследователи обнаруживают разительные различия между чернолесской и следующей во времени вслед за ней балтской юхновской культурой[9].
 

Еше была Черняховская культура одно из поселений было в Черкассах между бывшей гимназией и крепостью Хмельницкого.


Форум Кладоискатель. Металлоискатель форум.


Оффлайн Martin

  • Эксперт
  • **
  • Garrett Еuro АСЕ + Tesoro Tejon
Неужели всё изображённое на этом и подобных рисунках выкопано с земли или сотлело. Очень мало подобных находок засвечиваются. Не находят или шифруются, как думаете? И ещё попутно один вопрос: находил ли кто нибудь из форумчан на правобережной Черкащине монеты Золотой Орды?...



Оффлайн Доктор Ливси

  • Постоялец
  • *
  • Вечная слава Нестору Махно!
Неужели всё изображённое на этом и подобных рисунках выкопано с земли или сотлело. Очень мало подобных находок засвечиваются. Не находят или шифруются, как думаете? И ещё попутно один вопрос: находил ли кто нибудь из форумчан на правобережной Черкащине монеты Золотой Орды?...

 Лично меня интересуют виды артефактов с рисунком и описанием без привязки к определенному населенному пункту область  потому что уже пару раз по началу не зная что у меня в руках выбрасывал вещи считая металломусором.Кое какую инфо нашел ОАК но выложить не знаю как формат жирный на форум не лезет читается только с стду вивер.Так же не знаю как на счет авторских прав.
Тот же наконечник опознать,фибулу ,пряжечку ,розетку в плане какой культуры не афишируя   находку .