Форум Кладоискатель. Металлоискатель форум.

Керамика степных и лесостепных народов .

Козак · 77 · 46668

Оффлайн Козак

  • Модератор
  • Мудрец
  • ***
  • Козак без веры не Козак
 ::)
Очень интересно и познавательно! Спасибо. ::-                                                                                          Раньше особо и внимания не обращал на куски керамики,                                                                              а теперь интересно стало.


По кускам керамики можно определить,культуру
жившую на этом месте,ну и естественно находки
можно найти как на последнем фото.
А наслоение культур-это просто супер места.
Конечно,если это место,уже не пробили,хотя
место может радовать находками снова и снова. ;;


Форум Кладоискатель. Металлоискатель форум.

Re: Керамика степных и лесостепных народов .
« Ответ #48 : 30 Январь 2013, 09:44:04 »

Оффлайн Козак

  • Модератор
  • Мудрец
  • ***
  • Козак без веры не Козак
 ::)

Другая статья тоже о Черняховской культуре:

http://litergrig.narod.ru/arii/arh_kult.htm
Черняховская культура — раннесредневековая археологическая культура существовавшая на территориях Украины (включая Крым), Молдавии и Румынии в II-IV веках. Большинство историков (П. Рейнеке) связывают эту культуру с державой готов, однако признают, что этнический состав этой культуры был смешанным (также сарматы и гепиды, даки, фракийцы, геты). По этой версии черняховская культура является продолжением вельбарской культуры. Названа по могильнику у села Черняхов Кагарлыкского района Киевской области, исследованному В. В. Хвойкой в 1900—1901 годах. На территории Румынии черняховская культура именуется Сынтана-де-Муреш—Черняхов по названию селения в трансильванском жудеце Муреш. Исследованы остатки поселений и грунтовые могильники. Черняховцы жили в больших неукрепленных поселениях. Наземные жилища и землянки располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м?. У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров.

По границе распространения Черняховской культуры до нашего времени сохранились так называемые Змиевы и Трояновы валы. Были развиты железообрабатывающе е, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающе го ремесла. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью. В Ильинецком районе Винницкой области обнаружен Ильинецкий карьер — древний карьер по добыче вулканического туфа для изготовления жерновов к мельницам. Археолог П. И. Хавлюк, обнаруживший карьер, датирует его создание III в. н. э. и приписывает его к Черняховской культуре. Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы, серебра, золота. Были распространены украшения из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. В изготовлении ювелирных изделий использовалась зернь и скань. Одежда застёгивалась на плече художественно оформленными металлическими фибулами. Другими видами украшений были височные кольца, браслеты, гривны, ременные бляхи. Керамика  изготовлялась в основном на гончарном круге и отличалась разнообразием форм. Найдены горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы с тремя ручками. В быту пользовались также стеклянными кубками, костяными гребнями, бронзовыми фибулами. Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В горне из Будешт (на территории Молдавии) обжигались 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика преобладала над лепной в большинстве поселений.
 Предметы из Будештского некрополя Криулянского района Молдавии, Черняховская культура, III—IV вв. н. э.

В погребальном обряде сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали). В инвентаре погребений — керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни. Известно, что черняховцы обладали рунической письменностью.

Скотоводство, земледелие, ремесло, охота, рыболовство. Подъём земледелия в эпоху черняховской культуры отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Земледелие было подсечным и переложным. Продукцию сельского хозяйства черняховцы сохраняли в ямах-хранилищах или в больших глиняных сосудах — «зерновиках». Зерно мололи жерновами. Из домашних животных разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, домашнюю птицу. Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Об этом свидетельствуют импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже — краснолаковые сосуды) — целые и в обломках, обнаруженные на всех памятниках черняховской культуры. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. На территории черняховской культуры обнаружено более тысячи монетных кладов. Некоторые черты черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной цивилизации.

Этнический состав. Черняховская культура по времени и географии совпадает с государством Оюм (Ойюм), основанном готами в начале III в. н. э. и уничтоженным гуннами в конце IV века. Однако большинство исследователей считает, что черняховская культура была полиэтничной. Помимо германцев, здесь жили фракийцы-даки, ираноязычные сарматы, анты. Мнение о такой многоэтничности черняховской культуры основывается, главным образом, на наличии локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей. Другой теорией является мнение археолога Бориса Александровича Рыбакова, который считал, что черняховскую культуру следовало бы скорее относить к ранней древнеславянской, и доскональный анализ, проведенный археологом скорее свидетельствует не о зарождении черняховской культуры за счет задержавшихся там готов, но скорее о заметном её упадке в тот период. Существует гипотеза о перерастании её в в пражскую культуру, однако керамика этих культур сильно разнится. Считается, что именно во времена существования черняховской культуры праславянский язык позаимствовал много слов германского происхождения хлеб, хлев, скот, блюдо, котелок, колодец, шлем, меч, полк, дружина, витязь, князь, труба, церковь, стекло, буква, редька. Черняховское население обнаруживает близость к вельбарской культуре и характеризуется кельтским и балтским типом. Фиксируются значительные миграционные потоки из районов Центральной и Северной Европы.


Оффлайн Martin

  • Эксперт
  • **
  • Garrett Еuro АСЕ + Tesoro Tejon
У меня на "черняхах" попадались фибулы и римские динарии. Это из их эпохи или всё же наслоение культур? Керамика встречается массово, преобладают тёмные цвета, как правило без явного рисунка или орнамента, хотя попадались фрагменты с волнообразным рисунком, жаль только что поднимали, смотрели и выбрасывали. Подскажите пожалуйста у фрагментов керамики черняхов, трипольцев есть материальная ценность или только историческая. Стоит их брать с собой или нет? Историей раньше как то не увлекался, сейчас приходится навёрстывать упущенное, но ещё многого не знаю... *-*


Оффлайн Козак

  • Модератор
  • Мудрец
  • ***
  • Козак без веры не Козак
У меня на "черняхах" попадались фибулы и римские динарии. Это из их эпохи или всё же наслоение культур? Керамика встречается массово, преобладают тёмные цвета, как правило без явного рисунка или орнамента, хотя попадались фрагменты с волнообразным рисунком, жаль только что поднимали, смотрели и выбрасывали. Подскажите пожалуйста у фрагментов керамики черняхов, трипольцев есть материальная ценность или только историческая. Стоит их брать с собой или нет? Историей раньше как то не увлекался, сейчас приходится навёрстывать упущенное, но ещё многого не знаю... *-*

Собирать конечно можно,лучше было-бы собрать
из керамики что-то... *-*
 

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОКРОВИЩА УКРАИНЫ ©
Монография защищена авторским правом
“Стоит только зарыть клад и… прощайся с жизнью!
Стоит только найти клад и…найдутся хозяева!”

(неизвестный автор ХХ века)


От автора.

Все те, кто прятали в древние времена клады, рассчитывали со временем вернуться к ним, но судьба распоряжалась иначе... Как правило, сокровище, сокрытое тайно, -- неизбежно пропадает для своего хозяина! Странный закон, действующий против сокрывших. Вряд ли думал человек, зарывающий сотни лет назад золотые монеты в землю, что не увидит их больше никогда. Каждый верил, что вернется, каждый надеялся на лучшее. Время, однако, вносило свои коррективы, прятавшие уходили в небытие, а клады возвращались уже к совсем другим людям и, порой, совершенно неожиданно. Есть такое удивительное свойство у сокрытых сокровищ -- возвращаться через десятки и даже тысячи лет, но уже в другую эпоху; и чаще всего совершенно неожиданно. Ценность же этих сокровищ возрастала в сотни и даже тысячи раз. Литературных исторических источников о кладах и об их поисках очень мало. Самый ранний документ о кладоискателях имеется в арабской хронике IX века. В нем повествуется, как халиф Аль-Мамун, мечтавший добраться до сокровищ Хеопса, приказал в 820 году проделать внутрь пирамиды ход с севера, на уровне шестого ряда. Но не так то просто было делать проход в огромных глыбах. Камни сначала раскаляли с помощью кострищ, а затем лили на них уксус. Растрескавшиеся кусочки убирали, и процесс продолжался снова и снова. В результате нескольких месяцев работы, сокровища не были найдены, а средства затрачены огромные... Чтобы успокоить людей, возмущенных каторжным трудом и упрямством халифа, Аль-Мамун приказал ночью принести в пирамиду свое золото, а утром объявил, что клад Хеопса “найден!” Уже в XIX веке выяснилось, что кладоискатели появились гораздо раньше IX века, уже в те времена, когда золото и серебро стало средством обмена, и люди стали припрятывать ценности во время опасности. Почти все захоронения различных культур и народов, обнаруженные археологами в разных местах земного шара, оказались разграбленными еще в древние времена… Но, несмотря на это, клады ищут и находят до сих пор. Истории, связанные с этим, просто просятся на страницы научных монографий и исторических романов. Информация, изложенная в этой книге, накоплена мною в течение нескольких лет в архивах, музеях, библиотеках, в беседах с районными краеведами и, конечно, археологами. Повествование ведется, в основном, в хронологической последовательности, с описанием обстоятельств, связанных с обнаружением или исчезновением исторических сокровищ на территории Украины. Цель этой работы заключается в том, чтобы помочь иссследователям, краеведам и всем, кто интересуется историей Украины-Руси. В этой книге рассказывается лишь о наиболее значимых найденных кладах и о тех исторических сокровищах, которые до сих пор не найдены.

КТО ИЩЕТ КЛАДЫ?

Со времен легендарного Шлимана, каждый археолог мечтает найти клад. Годами ищут они материальные ценности древних культур и цивилизаций, но, как правило, основную массу находок составляют обломки керамики, черепицы и хозяйственной утвари, -- все, что сопровождает человека с эпохи раннего палеолита. Археологов во всем мире десятки тысяч. Парадокс их профессии в том, что когда они обнаруживают сокровища, имеющие реальную ценность, то не получают за свою находку никакого вознаграждения. Такова уж у них профессия. Любой человек, интересующийся историей и краеведением, имеет право вести исторические поиски или археологическую разведку. Керамическую посуду, древнюю монету или уникальный бронзовый браслет может найти любой, кто внимательно смотрит под ноги (лучше всего -- после сильного дождя), а вот проводить археологические раскопки могут только подготовленные специалисты, которые обязаны иметь с собой специальное разрешение –“Открытый лист” института археологии АН Украины или его филиалов. Ну а если вы не археолог и клад нашли выкапывая на огороде картошку, то это большая удача и вам полагается вознаграждение, выплачиваемое государством.

Что же такое “клад”? “Клад есть сокрытое в земле или строении сокровище” -- гласит Свод гражданских законов 1832 года. Кладов на земном шаре сотни тысяч. Никто никогда не считал, сколько ювелирных изделий в земле, сколько золотых монет в море и сколько серебряных украшений в старинных подземельях! Посмотрите лишь на карту найденных сокровищ Киева, довольно часто публикуемую в книгах по истории города, и вы увидите, что центральная часть “города Владимира” и примыкающие к ней улицы буквально пестрят значками обозначающими старинные клады. Сейчас почти ни одна из работ по устройству фундаментов в исторической части Киева -- Подоле и Верхнем городе не обходится без интересных находок. А таких мест на Украине десятки тысяч. Одна лишь столица Украины-Руси подвергалась захватам за всю историю своего существования сотни раз. Это были и печенеги, и половцы, и татары; да и “свои” князья: черниговские, галицкие, московские нередко стремились пополнить свою казну за счет зажиточных киевлян. Даже ХХ век не стал исключением. Михаил Булгаков в очерке “Киев-город” писал: “По счету киевлян у них было 18 переворотов. Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12, я точно могу сообщить, что их было 14, причем 10 из них я лично пережил...” Примерно столько же раз, опасаясь обысков и реквизиций, зажиточные люди прятали свои деньги -- кто куда мог. Прибавьте к киевлянам миллионную толпу беженцев из Петрограда и Москвы, и вы поймете -- почему Киев так рвались “освободить” и большевики, и деникинцы, и поляки, и Петлюра. Да не только Киев представляет интерес для исследователей; Украина в этом плане, наверняка, богатейшая территория для поисков, ведь цивилизованная история здесь начиналась тысячи лет назад. А сколько было потрясений, набегов, войн! В любом украинском селе вам с абсолютной уверенностью расскажут, что в 1919 году, “коли пани тікали, то вони заховали усі гроши під дубом (криницею, стріхою, скелею...). Ще мій дід пом’ятав де стояв цей дуб (криниця…), обіцяв розповісти, але несподіванно вмер…” Не будем, однако, излагать местные легенды, станем излагать факты и начнем с таинственных трипольцев …

ТАЙНА ТРИПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вряд ли думал скромный учитель одной из киевских гимназий Викентий Хвойка, что ему суждено быть первым, кто откроет миру знаменитую трипольскую культуру. Он был обыкновенным собирателем и ценителем древностей, каких немало было в Российской империи XIX века. Таких любителей множество и сейчас, большинство коллекционируют старинные монеты, исторические предметы быта и ювелирные украшения. Хвойка, сорокатрехлетний чех по происхождению, начал заниматься своими археологическими раскопки совершенно случайно. Однажды, в поисках “исторической рухляди”, он забрел в небольшой котлован, в котором добывали глину и наткнулся на остатки древнего очага. Он начал расчищать грунт вокруг кострища и тут же обнаружил несколько костей мамонта. Рядом с Подолом – стоянка древнего человека! Эта находка сделала Хвойку известным в научных кругах, он стал работать в городском историческом музее и заниматься поисками целенаправленно, благо нашлись меценаты, которые выделили средства для продолжения археологических раскопок. Терещенко, Ханенко, Бродский никогда не жалели денег для осуществления поисков и исторических исследований; это делало им честь и помогало изучению отечественной истории.

Через несколько лет Хвойка, выехав на раскопки в небольшое село Триполье, что неподалеку от Киева, обнаружил исторические находки IV –III тысячелетия до нашей эры: изделия из бронзы, керамические статуэтки, ювелирные украшения, аналогов которым не было нигде в мире! Находки повторились и на Старокиевской горе в Киеве, в Пирогово и еще во многих районах Поднепровья. Это была сенсация. Дело в том, что для всей Европы Украина всегда представлялась задворками исторического мира, а тут целая древняя цивилизация, почти не уступающая по значимости Шумерской, существовавшей примерно в это же время! Первые находки и успехи обнадеживали – многие древние трипольцы жили в двухэтажных зданиях, поселений были сотни, их площадь доходила до 200 гектаров, а в некоторых проживало несколько десятков тысяч человек! Населяли они огромные пространства от Днестра до Днепра и занимались тем же, что делали, в последствии, славяне – возделывали землю и пасли скот. Учитывая, что территория расселения трипольцев и славян совпадала, окрыленный Хвойка сделал смелый вывод, что трипольцы – прямые предки славян! Шли годы, новые находки трипольской культуры все прибавлялись, но чем больше собиралось материалов, тем больше становилось исторических загадок. Первыми заметили это антропологи. Трипольцы не были предками славян! Это были сравнительно низкорослые люди, узколицые и с тонкими чертами лица. Ни археологические, ни лингвистические данные тоже не подтверждали родства… Но самая интересная загадка трипольской культуры – это ее исчезновение! До нас не дошло никаких свидетельств – кто погубил трипольцев, как они исчезли, ведь не было в раскопанных протополисах (огромных поселениях) ни следов пожаров, ни следов разрушений, подобных татаро-монгольского нашествию. Разные версии выдвигаются исследователями – от Библейского потопа до медленного вымирания в результате оскудения земли. Разгадку этой тайны рано или поздно найдут, благо, не раскопанных поселений еще тысячи, как и тысячи кладов, спрятанных древними трипольцами, ведь у них тоже были соседи, которые стремились завладеть их добром! Одним из наиболее известных исследованных трипольских поселений, обнесенных валом, является поселение близ села Казаровичи, что севернее Киева. Вероятнее всего враждовали трипольцы с многочисленными народами днепрово-донецкой культуры, тоже населявшими территории Украины в то время. Конечно, ювелирные украшения трипольцев не отличаются особым изяществом, среди них преобладают изделия из керамики и меди, но учитывая уникальность трипольской культуры и ее многотысячелетний возраст, то почти все находки представляют значительную историческую и материальную ценность. Трудно проводить параллели между существовавшими в одно время древними государствами Междуречья и Трипольской цивилизацией, но учитывая, что клады Шумера, с бесценными произведениями искусства, были найдены сравнительно недавно, можно надеяться, что трипольцы нас еще изумят. Раскопки трипольской цивилизации, по сути, только начинаются, а между тем, ученые подсчитали, что в то время на Украине было несколько тысяч крупных поселений, в том числе десятки очень крупных. Сейчас известны лишь несколько протополисов, да и те изучены недостаточно. Наиболее исследованные: Доброводы и Майданецкое на Черкащине, Лишь в одном Майданецком поселении проживало около 20 тысяч человек. Неплохо изучены поселения трипольцев близ села Владимировка на реке Синюхе, да в урочище Коломийщина, что близ села Халепье на Киевщине. Интересно, что более десятка трипольских поселений были обнаружены и на территории современного Киева. Жили трипольцы на Замковой и на Старокиевской горе (близ современного музея истории Украины), в районе Львовской площади, на улице Татарской, Полупанова, Гончара, в Крепостном переулке, а также на Борщаговке, Соломенке, Китаево, Корчеватом и в Голосеево. Во время раскопок археологи обнаружили браслеты, бусы, медные кинжалы и многочисленные керамические женские фигурки. Конечно, мы лишь прикоснулись к одной из самых загадочных цивилизаций Древнего Мира, и сенсационные находки исторических сокровищ, относящихся к трипольской культуре, еще впереди.

КУРГАНЫ, ДАРЯЩИЕ ЗОЛОТО

Украине с курганами повезло. Их здесь больше, чем в любой другой европейской державе. Многие из них стали насыпать еще в середине III тысячелетия до нашей эры, так, что “наши” курганы оказались ровесниками египетских пирамид. Курган – это погр{Цензура}ное сооружение, которое создавалось с помощью насыпания грунта. Нередко, в уже существующие курганы, делали другие захоронения и грунт досыпали. Часто в конструкцию кургана входили огромные камни, которыми перекрывали погребение и специальные обкладки – кромлехи. Курганы у нас, обычно, отождествляют со скифами. Однако это не всегда так. Много курганов было насыпано и до скифов. Остановимся ненадолго в той эпохе, для того, чтобы представить себе – что творилось тогда на территории современной Украины, кто начал насыпать курганы над прахом умерших и почему люди зарывали в землю сокровища? Здесь еще много загадок, однако, большинство ученых считают, что первые курганы появились в эпоху так называемой среднеднепровской культуры ранней бронзы. Интересно, что господствовали в то время женщины, т. к. почти в каждой курганной находке, относящейся к тому времени археологи находят глиняные статуэтки, воспевающие культ женщины-матери. В те же времена и появились первые “кладоискатели”, начавшие грабить курганы сразу же после их возведения. В то время, вместе со среднеднепровской, существовало параллельно и несколько других культур – тишинецкая и лебедовская. Большинство ученых пришли к выводу, что носители последних культур были связаны родством со славянами. Остальные ученые констатируют, что в те времена территория Украины представляла собой плацдарм для последующего движения ариев, которые создали здесь свое государство "Священную страну земледельцев" Аратту. Именно здесь арии впервые надели на коня уздечку для верховой езды и вскоре “эскадроны” "Новоданиловской археологической культуры" (по названию села на Нижнем Днепре) двинулись покорять Малую Азию, Египет и Европу. Даже греки, уже обосновавшиеся на Балканах, были шокированы, впервые увидев первых всадников. Вот так и возник миф о кентаврах – полуконях-полулюдях. В славянских преданиях также упоминаются подобные существа. Они настолько поразили страхом северных славян, что те придумали всадникам меткое имя. Этим именем до сих пор называют рослых собак. Догадываетесь как? “Полкан” – именно так называли кентавров, что в переводе с древнеславянского значит “полуконь”. В симбиоз всадника и лошади поверили даже сами наездники! Вот с тех пор и стали хоронить самых искусных всадников, вождей вместе с лошадьми и богатой сбруей, украшенной золотыми украшениями. Изображение жертвоприношения всадника на вершине Каменной Могилы (у г.Мелитополь на р. Молочной), доказывает насколько боготворили и дорожили арии своими четвероногими друзьями. А вспомните непременные атрибуты, изображенные рядом с украинским казаком Мамаем. Наряду с люлькой и кобзой непременным участником всех картин является конь. Мамаями на Украине, испокон веков, называли каменных идолов, воздвигавшихся на вершинах курганов, а в курганах чаще всего покоились… “люди-кони”. Погибших или умерших вождей погребали не сразу. Если не было войны, то их возили для прощания по огромным территориям, для того, чтобы проститься с ними могли и соплеменники и дружественные, соседние народы. Ритуальный поход начинался с рытья погр{Цензура}ной ямы, у которой устанавливался столб; все это обносилось подковообразной заготовкой для кургана. Место будущего погребения на длительное время оставляли засыпаться пылью и заливаться дождями. По прошествии года, героический всадник возвращался назад; его подвозили к сооруженному племенем жертвеннику и, лишь после этого, погребали вместе с конем и золотыми украшениями. Интересно, что в одном из курганов, у входа в ее погр{Цензура}ную яму скифской царевны; похоронили юношу с парой уздечек под головой. Трудно полностью ассоциировать древних ариев со всем населением, проживавшем тогда на огромных пространствах от Дуная до Волги, но похоронные обряды разных народов были во многом похожи. Люди в то время отправляли в загробный мир, вместе с покойником, предметы утвари, боевые топоры, луки со стрелами, ювелирные украшения и украшенную золотом конскую збрую.

Интересная находка была сделана в 1905 году при выборке котлована во дворе дома № 9 по улице Трехсвятительской в Киеве, где были обнаружено пять украшений из меди (одна диадема и четыре подвески – одна в виде скрученного листа ивы и остальные - луновидные). Эти находки датируются второй четвертью II тысячелетия до нашей эры.

Один из неисследованных курганов среднеднепровской культуры находится в Киеве на Печерске на углу улиц Панаса Мирного и Московской, на территории больницы скорой помощи. Курган значительных размеров. Каменный кромлех на его осевшей вершине позволяет определить лишь примерное время его возведения – второе тысячелетие до нашей эры. Что таит он под собой неизвестно…

ЗОЛОТО СКИФСКИХ СТЕПЕЙ

Однажды императрица Елизавета, примеряя очередное бальное платье, богато расшитое золотыми нитками, поинтересовалась:

                    -- Кто из золотошвеек так умело украсил это платье?

-- Это сделали монахи Мотроновского монастыря, что на Украине, ваше величество!”

Императрица заинтересовалась и узнала, что золотое шитье для императорского двора в течение многих лет делалось в этом монастыре, затерявшемся в глухих лесах близ Чигирина. Это было странно: откуда у монахов золото, ведь оно в то время в Российской империи было в дефиците? Основной ходовой монетой в то время были медные деньги (бумажные ввела лишь Екатерина II). Дело доходило до курьезов. В 1748 году Елизавета пожаловала М.В. Ломоносову за сочиненную им оду две тысячи рублей. Награду выдали медными монетами, которые пришлось везти на нескольких телегах! Поэтому императрица и удивилась – откуда у монастыря, затерявшегося в Черном лесу, золото? Вряд ли это были деньги прихожан, ведь рядом с монастырем нет ни одного села, а те, что за лесом, -- бедны и малочисленны. Специальная комиссия, выехавшая на Украину, вернулась ни с чем – монастырские секреты келий не покинули. Прошло время, и выяснилось, что монахи выкапывали золото “прямо из под ног”. Оказалось, что монастырь находится над уникальным древним городищем, занимавшим территорию в 200 гектаров! Работы монахам хватило на сотни лет. Даже сейчас трактора выворачивают порой -- то древнюю керамическую тарелку, то обломок кувшина… Кто же “оставил” в земле золото? По материалам раскопок экспедиции НАН Украины под руководством С.Бессоновой были сделаны выводы, что большинство находок относится к так называемой среднеднепровской культуре, но со значительным влиянием скифских племен. Итак, скифы… Они жили здесь довольно долго – видно, что золота у них было много. Увы, средств у археологов сегодня недостаточно, и к началу XXI века исследовано всего несколько гектаров и курганов этого городища.

Скифские курганы всегда представляли для кладоискателей лакомый кусочек, так как место для поисков было определено достаточно четко. Давно известный курган “Сороку” раскапывали сотни человек, причем в разное время; много вещей разграблено, но самое удивительное, что и на долю археологов кое-что осталось, в том числе и золото. Большинство археологов уверено, что в древности скифские курганы были буквально напичканы золотом – не меньше, чем знаменитые египетские пирамиды. Вот это золото и будоражило во все века кладоискателей.

В 1863 году археолог И.Е.Забелин, раскапывая Чертомлыкский курган, что в двадцати верстах от Никополя, наткнулся на захоронение древнего… кладоискателя. Примерно на рубеже старой и новой эры здесь, под Никополем, был погребен скифский царь. После того как скифы насыпали погр{Цензура}ный холм и ушли, к кургану вернулись несколько человек, которые попытались проделать узкий лаз в сторону, где покоился царь со своими сокровищами. Как только грабители приблизились к драгоценностям, земля обвалилась, похоронив одного из них. Остальные просто убежали в страхе перед местью царя, который “достал” их даже с того света! Забелин, наткнувшись на следы древней трагедии, отметил, что удача отвернулась от кладоискателя в самый последний момент: рядом с ним стояло ведерко, до краев наполненное золотыми украшениями. Найденные сокровища были поистине уникальны. Здесь и золотые подвески, и кольца, и изысканные чаши и блюда. Вскоре о находках на Украине заговорили по всему миру. Знаменитый археолог-авантюрист Шлиман, нашедший легендарную Трою, обратился к российскому императору Александру III с просьбой разрешить ему въезд в Россию, чтобы раскопать несколько скифских курганов. На его прошении император написал кратко: “Пусть приезжает, повесим!” Нужно отметить, что в эпоху Александра III отечественная археология уже добилась значительных успехов, и скифские курганы исследовали уже профессионалы, хотя иногда случались и огрехи. В 1864 году археолог Ю.Гринцевич, раскапывая Большой Рыжановский курган, что в Звенигородском уезде Киевской губернии обнаружил много уникальных ценностей. Самое интересное, что после раскопок в проделанной Гринцевичем траншее местный крестьянин нашел амфору и множество золотых украшений, которые он несколько дней потихоньку выкапывал. Вскоре находки “засветились” в местном шинке, крестьянина арестовали, а к кургану приехал другой археолог Г.Оссовский, который нашел еще… 446 золотых украшений! Как же так получилось? Все дело в том, что чрезвычайно важной деталью скифских захоронений является устройство отдельных тайников и укладывание ритуальной посуды (ритонов) в потайных местах (вне склепа или погр{Цензура}ного помещения). Кроме этого, в курганах делали “подзахоронения” и других людей, в основном знатных родственников покойного.

Знаменитый курган “Толстая могила” был тоже ограблен в древности, но в 1979 году археолог Б.Мозолевский обнаружил в нем уникальный шедевр IV века до нашей эры – Золотую Пектораль, которая сейчас является самым ценным экспонатом украинской коллекции скифского золота.
http://historical.narod.ru/centre/hist_treas.htm


Оффлайн Доктор Ливси

  • Постоялец
  • *
  • Вечная слава Нестору Махно!
Попалась такая керамика насобирал в противопожарной распашке в лесу ,была и черная и серая заинтересовала эта.
  Подскажите  пожалуйста что за культура? Найдена близ старого русла реки Тясьмин раен Чигиринщины.


Оффлайн Козак

  • Модератор
  • Мудрец
  • ***
  • Козак без веры не Козак
 ::)
А какая толщина нижних фрагментов?
Думаю о черную и серую нужно показать,
возможно интересно.
А места козацкие,предполагоют где-то
там Б.Хмельницкий и спрятал свои оч.
интересные вещи.Советую почитать
в разделе"История и археология"тему;
Неизвестная монета Богдана Хмельницкого.


Оффлайн Доктор Ливси

  • Постоялец
  • *
  • Вечная слава Нестору Махно!
 Черную и серую не брал она не красиво выглядела .Эта заинтересовала потому что заподозрил трипольскую культуру по моему они тоже горшки так разрисовывали  охрой арнамент  вроде похож на разных кусках. Конская голова прикол ,толщина керамики разная 4мм-1см, монет Хмельницкого не находил, в селах возле Тясьмина среди долгожителей есть легенда что он похоронен своим казначеем Лаврином в селе Ивковцы на Семидубовой горе  возле горы Стрелицы  .Ходил там с мд но не нашел ничего ,чтоб там найти что то, нужно там жить слишком большие пространства.


Оффлайн Козак

  • Модератор
  • Мудрец
  • ***
  • Козак без веры не Козак
 ::)
Да похожее на трипольцев,ну у них рисунок
на керамике не счем не сравнимый,думаю
там нужно походить,место не заповедное.
И думаю на месте находок такой керамики
сделать шурфы,на предмет обнаружения
более крупных кусков (возможно)такой керамики.
Лаврин Капуста(личный казначей)пропал,
и пропали деньги Богдана,где-то читал,что он
спрятав казну Богдана ушел в монастирь,аж
в Греции,или Палестине.В общем загадок полный
воз,но думаю что казна где-то на Чигиринщине.
 ::-А голова коня оч. интересна,выставте в
раздел "Керамика" на Виолити,оч.интересно
что напишут там. ;;