СЛОБОДА КОНСКІЕ РАЗДОРЫ.
Слобода Конскіе Раздоры, при р. Конк?, многолюдная и съ насе-леніемъ зажиточнымъ, при двухштатномъ церковномъ причт?, находится Александровскаго у?зда во 2-мъ благочинническомъ округ? *.
Р?ка Конка беретъ свое начало въ 5-ти, или 6-ти верстахъ выше Конскихъ раздоръ; при слобод? Конка раздралась, разделилась, течетъ двумя, отд?льными рукавами, а ниже слободы опять сливается въ одно теченіе. Тутъ пролегалъ когда-то главный Муравскіп шляхъ изъ Тавріи въ Малороссію.
При постройк?, около нын?шней слободы Семеновки, знаме-нитой, въ свое время, Кириловской кр?пости, на новой, такъ называемой, Днепровской Липіи, отъ Азовскаго моря до Дн?пра, м?стность нын?шней слободы Конскихъ Раздоръ, глухая и без-людная, но богатая и плодородная, въ начал? 1770 года, по распо-ряженію Правительства, на казенный коштъ заселена была отстав-ными солдатами,-—людьми семейными и ос?длыми, съ одной сто-роны, для наблюденія за работами по устройству кр?пости, а съ другой, для оживленія безлюднаго края, для заведенія и развитія въ немъ зенлед?лія и промышленности. Распланированная и застро-енная на казенный коштъ земдянками и мазанками, солдатская Конская слобода быстро возрастала и увеличивалась въ своемъ народонаселеніи, Съ одной стороны, колодники и арестанты для казенныхъ работъ по устройству кр?пости Кириловской. а съ другой, люди малороссійской націи, свободные и независимые, увле-каясь выгодами и удобствами счастливой и благодатной м?стности, постоянно, огромными партіями, приливали въ слободу. Слободская полиція, Сборная Изба, со старшиною и писаремъ во глав?, по пряиой обязанности своей, вс?хъ приходящихъ на казенный счетъ прини-мала, довольствовала и разм?щала по слобод? на постоянное жи-тельство. Въ 1776 году Азовскій губернаторъ В. А, Чертковъ пос?-тилъ солдатскую Конскую слободу и вел?лъ именовать ее государ-ственною воинскою Конскою слободою. Въ 1782 году, при составленіи обшей народной переписи въ государствениой Конской слобод? постоянныхъ ос?длыхъ жителей найдено и въ списки внесено муж. 315 и жен, 109 душъ.
Въ феврал? 1781 года прихожане Кириловской кр?пости и сос?д-ней воинской слободы Конской избрали себ? во священника Алек-сандровской кр?пости, Покровской церкви діакона Феодора Кошев-скаго. По сему случаю новоучрежденной Дн?провской Линіи, Пет-ровской кр?пости церкви святаго великомученика Георгія Поб?до-носца священникъ Аверкій Красовскій отъ 23-го февраля 1781 года въ доношеніи писалъ преосвяшенному Никифору, архіепископу Славен-скому и Херсонскому: "Приходскихъ принадлежащихъ къ Георгі-евской церкви Петровской кр?пости, пограничнаго Кирилловскаго баталіона воинскихъ людей, кои дворовъ не им?югъ, а проживаютъ въ казенныхъ казармахъ, состоитъ душъ муж. 94, жен. 42, да въ слободе вошіской Конской, отстоящей отъ кр?пости Кирилловской въ 10-ти верстахъ, населяемой отставными изъ разныхъ полковъ солдатами, дворовъ 100, въ нихъ муж. пола душъ 344. жен. І97, а обоего пола въ крепости Кирилловской и въ слободе воинской Конской, 867 душъ; а въ какомъ оные дворы и люди отъ Георгіевской церкви разстояніи, прилагаю при семъ реэстръ; земли для священно и церковнослужителей усадебной длиннину и поперечнику 80 саженей. близъ им?ющей быть церкви показано и на ллан? означено; земли же пашенной и с?нокосной отведенной не им?ется, а положено по штату въ годъ священнику изъ Комисаріатской суммы денежнаго жалованья 100 рублей на всегда; просимое діакономъ Кошевскимъ священническое м?сто состоитъ точно праздно, потому что въ той кр?пости Кирилловской бывшій священникъ Іаковъ Грабовскій умре, а мн? одному, по далекому разстоянію отъ церкви, управигься крайне нельзя". Въ реэстр? означено, что кр?пость Кирилловская (нын? Семеновка), съ 396 прихожанами, отъ Георгіевской церкви Петровской кр?пости отстоитъ въ 98 верстахъ; а слобода вошіская Копская, съ 100 дворами и 451 душею прих., въ 88 верстахъ. По сему д?лу 4-го апр?ля 1781 года, діаконъ Кошевскій рукоположенъ во священника въ кр?пость Кирилловскую и слободу Конскую.
Генералъ-маіоръ, оберъ комендантъ и Дн?провской Линіи коман-диръ Николай Яковлевичъ Лановъ, отъ 28-го іюля 1782 г. писалъ къ преосвяшенному Никифору, что "какъ на зд?шней линіи въ Кирил-ловской крепости и слободе Конской, воинскихъ командъ и каторж-ныхъ колодниковъ состоитъ довольное число, по непостроенію м?ст-ной Божіей церкви въ слушаніи литургій и въ прочихъ духовныхъ требахъ претерп?ваютъ они крайнюю нужду; при оной же кр?пости им?ется рукоположенный отъ Вашего Высокопреосвященств а іерей Феодоръ Кошевской; изв?стно же: что въ слобод? Матв?евк?, ны-н? именуемой Луганк?, (нын? Павлоградъ) по построеніи м?стной церкви, до нын? им?вшаясь тамъ походная церковь остается празд-ною; въ разсужденіи вышепрописанныхъ обстоятельствъ, до по-строенія м?стной церкви въ реченной Кирилловской кр?пости, оная походная изгоргована: гого ради Вашего Высокопреосвященств а покорно прошу для переносу и поставки оной церкви въ Кирил-ловской кр?пости дать Ваше архипастырское благословеніе". По сему доношенію разр?шеніе дано; церковь перенесена, поставлена, и 3-го августа 1782 года открыто въ ней богослуженіе.
Репортомъ отъ 30-го іюля 1791 года Маріупольскаго духовнаго Правленія присутствующій, протопопъ Стефанъ Разорецкій, представлялъ преосвященому Амвросію Екатеринославскому: "Въ про?зд? моемъ въ кр?пости Петровскую н Кирилловскую по указнымъ д?ламъ, за?халъ я Маріупольскаго у?зда въ слободу Конскую, ъъ которой, увидя часовню построенную виовь деревянную, спросилъ той слободы жителей, въ которомъ году оная часовня пост-роена, съ дозволенія ли епархіальнаго архіерея, или другаго кого, и кто въ ней отправляетъ богослуженіе? на что оные жители объявили, что оную часовню построили они въ 787 году сами собой, безъ в?дома и дозволенія епархіальнаго архіерея, якобы они въ томъ порядка незнали, отправляетъ же во оной богослуженіе иногда Кирилловской кр?пости, къ которой они приходомъ принадлежатъ, священникъ, а безъ бытности его тамошній писарь, и какъ оная часовня въ против-ность Синодальнаго указа 734 года іюля 10-го дня состоявшагося, и благочиннаго инструкціи 8-го пункта, построена вновь безъ пове-л?нія и благословенія Вашего Высокопреосвященств а, для того оная часовня, впредь до резолюціи Вашего Высокопреосвященств а, мною запечатана; при томъ же въ оной часовн? усмотр?ны иконы м?дныя литыя складныя, большихъ дв?, меньшихъ дв?, да маленькая одна, о коихъ я сомн?ніе им?я, не запрещеноль указами таковыя держать въ церквахъ и часовняхъ, оныя впредь до резолюціи Вашего Высокопре-освященства въ Правленіе взялъ, о чемъ Вашему Высокопреосвя-щенству на благоразсмогр?ніе представляя, что повел?но будетъ съ оною часовнею и м?дными иконами учинить, всенижайше испра-шиваю на то Вашего Высокопреосвященств а архипастырской резо-ЛЮЦІІІ; каковыяжъ въ оной часовн? вещи им?ются, прилагается при семъ опись". По сему д?лу резолюціею отъ 9-го августа 1791 года преосвященный Амвросій предписалъ: "требовать отъ куда подле-житъ, дабы часовня была упразднена и снята съ м?ста, а иконы хранить въ Правленіи".
Репортомъ отъ 9-го іюня 1792 года Маріупольское духовное, въ Таганрог? Правленіе представляло преосвященному Амвросію Ека-теринославскому: "Присланнымъ въ Маріупольское духовное Прав-леніе минувшаго апр?ля 19-го числа. Маріупольскаго у?зда сол-датской слободы Конской поселенные солдаты прошеніемъ представили, что прошедшихъ 1790 февраля 15,-791 мая 27—н сего 792 гг. генваря 25 чиселъ. посланными они отъ себя въ Екатеринослав-скую духовную Консисторію, тремя прошеніями просили объ опред?леніи въ ту ихъ слободу Конскую священника и о заложеніи въ оной церкви Божіей, по которымъ ихъ двумъ прошеніямъ и по резо-люціи Вашего Высокопреосвященств а въ оную слободу Конскую Екатеринославская Коксисторія священника Іоанна Ставровіецкаго указомъ опред?лила, а третіе прошеніе, о дозволеніи въ той слобод? заложить церковь Божію, при доклад? своемъ Консисторія къ Вашему Высокопреосвященств у представила, но и по сіе время ника-кой резолюціи на то не получили; для построенія же церкви Божіей дерева заготовлено у нихъ довольное число, камня дикаго на фунда-ментъ 200 возовъ, книги божественнаго писанія и утвари церковныя им?ются; церковной суммы 200 рублей., а что еще не достающее принадлежать будетъ къ церкви Божіей, оное обшество обязуется все выполнить; объ отмежеваніи же подцерковной земли въ Екатерино-славскую Межевую экспедицію прошлаго 791 года сентября 4-го дня, отъ оныхъ поселенныхъ солдатъ, просьба послана; и т?мъ проше-ніемъ оные солдаты просили, о дозволеніи имъ въ той слобод? Кон-ской, построить церковь во именованіе Рождества Пресвятыя Бого-родицы, куда сл?дуетъ, представить; по которому ихъ прошенію посланнымъ изъ сего духовнаго Правленія, кр?пости Кирилловской священнику Іоанну Слоновскому указомъ вел?но: съ?хать въ сло-боду солдатскую Конскую, освид?тельствовать тамъ л?съ заготов-ленный на построеніе церкви и камень и прочіе прописанные вещи, и сколько чего им?ется, прислать о томъ въ Правленіе репортъ; на которой указъ, вышепомянутой священникъ Слоновскій прислан-нымъ въ сіе Правленіе сего іюня 7-го дня репортомъ донесъ, что по освид?тельствованіи его, Слоновскаго, оказалось, въ готовности бревенъ 50, камня дикаго на фундаментъ довольное число, книгъ божественныхъ достаточно; церковной суммы 200 руб,, да еще сверхъ прописаннаго л?су. бревенъ приготовлено въ кр?пости Кирилловской довольное число, съ т?мъ договоромъ, что ежели о построеніи церкви указъ въ полученін будетъ. то въ то время и л?съ въ слободу Конскую привезенъ будетъ; чтожъ принадлежитъ въ показанныхъ не им?ющихся у нихъ вещахъ, да и прочего какогобъ недостатка, въ том? сомн?нія никакова не предвидится, ибо они и бол?е сказанныхъ наличныхъ денегъ 200 руб., въ надежд? им?ютъ въ скорости быть еще 200 руб, Того ради Вашему Высокопреосвященств у Маріупольское духовное Правленіе о всемъ вышеписанномъ на архи-пастырское благоразсмотр?ніе представляя, нижайше проситъ о до-зволеніи въ солдатской слобод? Конской построить во имя Рожде-сгва Пресвятыя Богородицы церковь учинить резолюцію и снабдить указомъ".
6-го мая 1793 года государственной воинской слободы Коиской староста Афиногенъ Ларіоновъ, капралы Илья Карзовъ и Зиновій Калитенко, отъ лица всего общества, вновь представили преосвящен-ному Іову, временно управлявшему епархіею, прошеніе, въ коемъ писали: "Мы вс? слободы Конской поселяне, неисключая никого изъ насъ, признаемъ съ желаніемъ нашимъ за нужное им?ть у себя во именованіе Рождества Пресвятыя Богородицы церковь, и при ней священно и церковнослужителей, священника, дьячка и пономаря, которые должны пользоваться въ в?чное влад?ніе отведенною и на план? назначенною по правую сторону теченія р?ки Конской подъ иерковь землею, а сверхъ того и добровольнымъ отъ насъ подаяні-емъ безнужно, потому что мы лишаясь всегда по христіанскому за-кону въ нечаяниыхъ случаяхъ преподаянія требъ, безъ оныхъ обой-тись неможемъ; ибо въ зд?шней слобод? Конской, выключая око-личныхъ пом?щичьихъ селеній въ близу оной состоящихъ, которыя прихажанами быть къ ней не отрекутся, нын? населенныхъ дворовъ 61, и въ каждомъ по два дома; въ нихъ людей; муж. 371, жен. 175; а обоего пола 547 душъ; которая слобода Конская по необходимости хотя и принадлежитъ приходомъ къ походной св. апостола и еванге-листа Матфея церкв?, что въ кр?пости Кирилловской, разстоянІемъ отъ сей слободы Конской въ 12-ти верстахъ сущей: но какъ тамошній свяшенникъ Іоаннъ Серг?евъ сынъ Слоновской одинъ, и бол?е зависитъ опред?леннымъ по штату Дн?провской Линіи, для тамош-нихъ жителей; а бываетъ иногда внезапнымъ случаемъ, и въ одно время зд?сь требуется я въ кр?пости; а паче для испов?ди, и пріобщенія больныхъ и погребенІя умершихъ т?лъ, по обязанности быть не можетъ; отъ чего многіе зд?сь умерли безъ покаянія и лишены христіанскаго погребенія, а также и младенцы новорожденные, будучи везены къ нему для крещенія, не получивъ того, на дорог? скончались. Кром? же того ежегодно во время святыя четыредесят-ницы для гов?нія, принужденными бываемъ вс? безъ изъятія по долгу христіанскому, отлучаться изъ домовъ своихъ съ женами и д?тьми, на ц?лую нед?лю, во означенную кр?пость, и квартировать на стуж?, въ обоз?, около церкви, по причин?, что во оной кр?-пости жилья кром? выстроенныхъ для военнослужителей казенныхъ казармъ, другого никакого н?тъ; въ зд?шней же слобод? также не безъ б?дныхъ людей, у коихъ недовольно скота на чемъ бы съ?хать, и онижъ довольнаго платья, во что и од?ться, у себя не им?ютъ; и дру-гіе престар?лые по слабости своего здоровья, исполнить онаго немогущія; выключая же всего того за всякою требою должно всякому туда идти п?шкомъ, или ?хать, или для того нарочно священника сюда позвать, или подводу за нимъ посылать, что не безъ трудности, поелику иногда за нимъ и посылка напрасно бываетъ, для того, что и священнику за нужными обстоятельствами при кр?пости, отлучиться сюда никакъ неможно; въ такомъ случа? мы за долговременную и безпорочную службу, которую прелроводжали въ войск? Ея Импера-торскаго Величества, отъ коей по Высочайшему Монаршему соизво-ленію, будучи уволены, поселены казеннымъ иждивеніемъ, по старо-сти нашихъ л?тъ, лринуждены лишаться нетокмо церковнаго славо-словія и душеспасительнаго христіанскаго поученія, но случаемъ и самаго нужнаго по закону долга: отъ чего по общему нашему согласію, на построеніе зд?сь деревянной церкви, съ ея принад-лежностію, на первый случай собранной съ общества суммы налич-ными деньгами 400 руб., а къ тому же и л?са потребное количество въ готовности им?емъ. Того ради Вашего Высокопреосвя-щенства, милостиваго архипастыря нашего. всепокорн?йше про-симъ, о выдач? на построеніе въ зд?шней слобод? Конской, вновь нам?реваемой нами во именованіе Рождества Пресвягыя Богоро-дицы деревянной церкви, по возможности нашей собственнымъ на-шимъ коштомъ, благословительной грамоты, а равножъ и о опре-д?леніи къ намъ приходскаго на всегда священника, съ причетниками, какъ для исправленія намъ христіанскихъ требъ, такъ и къ лучшему распоряженію строенія церкви и къ скор?йшему оной окончанію, милостив?йшею резолюціею не оставить".
Въ это время въ Крыму происходиль большой переполохь; татар-ва волновалась и безпокоила южныя границы Новороссійскаго края; а погому и вс? хлопоты жителей слободы Конской о постройк? церкви неим?ли усп?ха.
Наконецъ, въ спокойное время, въ этомъ д?л? принялъ участіе Екатеринославскаго Нам?стничества правитель В. В. Каховскій; въ промеморіи отъ 8-го октября 1793 года онъ писалъ къ преосвящен-ному Гавріилу Екатеринославскому: "Маріупольскаго у?зда казенкой слободы Конской, общество поселенныхъ солдатъ въ поданномъ ко мн? прошеніи изъявили желаніе свое выстроить въ оной слобод? собственнымъ своимъ коштомъ деревянную церковь, во имя Рожде-ства Пресвятыя Богородицы, ради должнаго исполненія христіан-скихъ обрядовъ, пріуготовили уже вс? принадлежащіе къ тому матеріалы и церковную утварь, просятъ о исходатайствованіи на то отъ духовной власти позволенія, обязываясь при томъ содержать церковь въ должномъ благол?піи, Я, препровождая при семъ ориги-наломъ прошеніе помянутыхъ поселенныхъ солдатъ и планъ церков-ной земл?, отмежеванной изъ округи слободы Конской, Вашего Высокопреосвященств а всепокорн?йше прошу на построеніе оной церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы преподать Ваше архипастырское благословеніе".
По сему сообщенію преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Екатеринославскій, резолюціею отъ 20-го генваря 1794 года, благо-словилъ въ казенной слобод? Конской, устроить деревяиную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. 24-го генваря 1794 года изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ въ Маріупольское (въ Таганрог?) духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 15-го іюня 1794 года благочинный, Таганрогскій священникъ Романъ Протасевичъ соборн? по надлежащему церковному чиноположенію, въ слобод? Конской освятилъ м?сто подъ церковь и положилъ закладку иа сооруженіе оной.
І8-го мая 1794 года стихарный, рукоположепиып дьячекъ кр?пости св. Димитрія, баталіонной святаго Николая чудотворца церкви Василій Малинскій, сынъ Стефана Малинскаго, священника Ники-тинской кр?пости, рукоположенъ во священника въ слободу Кон-скую къ строющейся Рождество-Богородичной церкви.
Доношеніемъ отъ 18-го іюля 1796 года Маріупольское духовное Правленіе представляло преосвященному Гавріилу, что заложенная къ сооруженію въ слобод? Конской Рождество-Богородичная цер-ковь, постройками и производствомъ работъ нын? совершенно окончена, церковными утварьми и священными облаченіями, икона-ми, книгами церковнаго круга и колоколами снабжена достаточно и вс?ми потребностями къ освященію вполн? приготовлена; а потому Правленіе просило преосвященнаго преподать благословеніе на освященіе новоустроенной въ слобод? Конской Рождество-Богоро-дичной церкви и для этого выдать новый освященный антиминсъ. На основаніи сего доношенія преосвященный Гавріилъ, резолюціею отъ 27-го августа 1796 года, благословилъ освятить новосооруженную въ слобод? Конской церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. 9-го сентября 1796 года изъ Екатеринославской Консис-торіи отправленъ въ Маріупольское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 2І-го октября 1796 года, Таганрогскій протоіерей Іоаннъ Андреевъ соборн?, по надлежащему церковному чиноположенію, въ солдатской слобод? Конской. освятилъ новоустроенную Рождество-Богородичиую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священ-иод?йствіе.