Интересуюсь историей родного края.Случайно нашел статью.На мой взгляд статья кому то может показаться спорной и не правильной но в ней есть интересное про наших предков.Если кто нибудь находил что то интересное про древние народы населявшие Черкасскую область бросайте ссылки или тексты сюда пожалуйста
.Особенно интересно время когда Днепр называли Борисфен. Интересен быт и ремесла ,обычаи, фото и рисунки древних реликвий из нета и их назначение(как люди жили?). http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11603571 .
Обычаи древних славян: http://www.ref.by/refs/1/187/1.html
Скифскую золотую цепочку и диадему нашли в Черкасской области
Черкасские краеведы откопали в кургане золотые украшения скифского периода. Шейную гривну — проволочное золотое украшение длиной почти полметра и весом около 180 граммов. Вторая находка — налобная диадема с изображением грифона, размером приблизительно 5х10 см. Ее взвесят после исследования. Находки датируют IV в. до нашей эры. Кроме золота, откопали металлические и костяные ножи, набор стрел в колчане, ожерелье, разбитую зернотерку, осколки посуды с клеймом.
— Мы не надеялись найти такие ценности, — говорит участник экспедиции в селе Нетеребка Корсунь-Шевченковского района Лариса Сиволап, 50 лет. Она заведует отделом археологии Черкасского краеведческого музея. В течение июня-июля археологи раскапывали скифское захоронение в Черкасской области. — В земле попадались бронзовые наконечники стрел, фрагменты амфор, небольших сосудов, бусины. Чтобы студенты не отчаялись, мы говорили им, что приближаемся в своих поисках к сокровищам. Но понимали, что вероятность найти что-то ценное практически нулевая. Могила на 90 процентов перерыта «черными археологами». Видно, что там работали современные буровые установки. Даже странно, что не нашли эти драгоценности.
Курган расположен в 10 км от села. Размером величиной с волейбольную площадку. Высота в наивысшей точке достигает 2 м. Экспедицию организовали Светлана Бессонова из Института археологии НАНУ и Михаил Сиволап из Черкасского национального педуниверситета им. Богдана Хмельницкого. Раскопки вели студенты-историки.
Археологи рассказывают, что находки были в могиле богатого скифа. По традиции, вместе с хозяином хоронили его жену, боевого коня, драгоценности.
— Это был вождь или «царь», где-то такого уровня, как глава райгосадминистрации, — говорит директор учебно-научного Института истории и философии 62-летний Василий Мельниченко.
Золотую гривну обнаружили 29 июля в 18.30, а диадему — 2 августа в 17.50. Время находки зафиксировали.
— Золотая цепочка, которую называли гривной, лежала возле скелета женщины, — говорит Лариса Сиволап. — Ее носили на шее, но она разровненна. Возможно, принадлежала жене скифа...
Диадему, согнутую несколько раз, не взвешивали, потому что она набита землей. Сделают это после разравнивания и вымывания. Она приблизительно того же веса, что и цепочка. Находки лежат в сейфе краеведческого музея. Их не показывают. Такие пластины носили на шапках как кокарды. Подобное украшение было найдено на Киевщине в 1846 году. В той экспедиции принимал участие Тарас Шевченко.
— Пластину во время захоронения положили отдельно, в другую нишу. Накрыли подстилкой, — рассказывают археологи. — Присыпали желтой глиной, а всю могилу — темной землей. Это значит, что драгоценность имела большую ценность и ее скрывали от возможных тогдашних мародеров.
Предполагают, что стоимость находок без учета исторической ценности — 150 тыс. грн.
Мартыновское сокровище состояло из 120 предметов
В 1900 году в селе Сахновка Корсунь-Шевченковского района Черкасской области нашли сокровище — золотые украшения — на территории городища Девич-гора. Датированное второй половиной XII в. Самой известной является диадема с изображением Александра Македонского.
В 1909-м в селе Мартыновка Каневского района обнаружили 120 предметов VI–VII в. н.э. Наибольшую художественную ценность представляют серебряные фигурки людей и животных, выполненные в специфическом стиле. Некоторые исследователи видят в нем влияние гуннов и аваров.
Оба сокровища внесли в перечень «100 самых известных шедевров Украины».
16 Августа 2011, 9:42
Чернолесская культура
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Чернолесская культура (Чорноліська культура) — археологическая культура переходного периода от бронзового к раннему железному веку (IX—VII вв. до н. э.). Распространена была в лесостепной полосе Правобережной Украины между Днепром и Днестром, а также в бассейне р. Ворсклы на Левобережье. Название получила от городища в Чёрном лесу в верховьях реки Ингулец (Кировоградская область), открытого и исследованного в 1949 г. Чернолесская культура знаменует начало скифской эпохи. На западе граничила с племенами гальштатской культуры, на востоке — с племенами срубной культуры. Чернолесская культура является развитием белогрудовской культуры[1].
Сначала была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а со временем распространилась на бассейн реки Ворскла, откуда вытеснила на север племена бондарихинской культуры, что весьма напоминает рассказ Геродота о вынужденном переселении невров.Культура
К данной культуре относится группа укрепленных городищ (Чернолесское, Тясминское, Калантаевское) и неукрепленных селищ, обнаруженных О. Треножкиным в Кировоградской области[2]. Важное городище возле Суботова (Черкасская область) было бронзолитейным центром культуры. Классическим образцом чернолесского городища считается укрепление на холме Тясмин. Оно состоит из глинобитного вала 12 х 1 м, у подножия которого обнаружены обгорелые остатки деревянных укреплений. Последние были построены из коробчатых срубов, соединенных частоколом. Снаружи был ров шириной 9 м и глубиной до 4 м. Со стороны, противоположной реке, подходы к крепости были укреплены еще одним рвом и валом. В долине реки Тясмин обнаружено наибольшее количество чернолесских городищ. Большинство из них представляет такие же круглые крепости диаметром от 40 до 100 м[3]. Внутри стен выявлены остатки довольно просторных (6 х 10 м) землянок. Селища могли занимать площадь до 10 га. Деревня Мачуха близ Полтавы состояла из 22 жилищ, расположенных по окружности диаметром 250—300 м. Могильники содержат как трупоположения (под насыпными курганами), так и трупосожжения (в урнах), причем последние превалируют на поздней стадии развития культуры.
Артефакты представляют собой каменные и бронзовые топоры, земледельческие орудия из бронзы, реже — железа, посуда, бронзовые украшения. Кухонная утварь не отличалась особым изяществом, она была полированной или покрывалась кварцевой крошкой. Вместе с тем встречаются и тщательно отделанные вазы грушевидной формы с высокими горлом и узким основанием, хорошо обожженные и украшенные бороздками, инкрустацией, насечками или сосцевидными выпуклостями, напоминающие изделия фракийской Бессарабии[4]. В совокупности найденные артефакты свидетельствуют о контактах местной культуры с Фракией, скифами и греческими колониями на побережье Черного моря.
Хозяйство
Основное занятие населения — хлебопашество, возделывали пшеницу, ячмень и просо; известно было и разведение рогатого скота, коней, свиней.
История
Большинство авторов согласно с тем, что чернолесская культура происходит от белогрудовской и комаровской культур, однако, с более отчетливым влиянием культуры причерноморских скифов. Комаровская культура, в свою очередь, является локальным вариантом культуры боевых топоров, подпавшим под влияние центральноевропейск
их и трансильванских культур. М.Гимбутас, однако, усматривает также связь чернолесской культуры с предшествующим появлением в регионе индоевропейцев и считает ее локальным вариантом общей индоевропейской культуры.
Классическая чернолесская культура заканчивается к V в. до н. э., после чего следует период упрощения материальной культуры, интерпретируемый как обнищание в связи с политическим доминированием скифов. Вместе с тем на поздней стадии наблюдается рост укрепленных поселений, вероятно, для защиты от кочевников, сооружение многочисленных рвов, валов и деревянных стен. Плотность населения возрастает, а преемственность социокультурных традиций сохраняется. Драматическая смена археологических культур приходится лишь на II в. до н. э., когда в регионе появляются сарматы и позже — готы.
Этническая принадлежность
Этническая принадлежность носителей чернолесской культуры является дискуссионной. Одни считают их фракийцами[5] (при этом чернолесцев ассоциируют с агатирсами Геродота[6]) или иллирийцами[7], другие (Рыбаков Б. А., Гимбутас М., С.В.Перевезенцев[8]) — предками славян. При этом исследователи обнаруживают разительные различия между чернолесской и следующей во времени вслед за ней балтской юхновской культурой[9].
Еше была Черняховская культура одно из поселений было в Черкассах между бывшей гимназией и крепостью Хмельницкого.