Старый Днепр
Проплывая по Старому Днепру, огибающему остров Хортицу с севера, путешественники удивляются могучим скалам, которые высятся по островному и материковому берегам днепровского русла. Кажется, что кто-то рассек их мечом, освободив дорогу потоку. "О, Днепре-Славутичу! Ты пробил еси каменные горы!"- именно так когда-то обращался автор «Слова о полку Игореве» к великой реке. В русле Днепра нет ничего грандиознее и удивительнее, чем скалы Старого Днепра [в старину его называли «речищем»]. Почти у каждого приметного гранитного выступа - свое название, у каждого валуна - свое легендарное прошлое.
На Правом берегу против Трех Столбов, чуть ниже нынешнего машинного зала Днепрогэса высилась скала Богатырь. Название связано с легендарными богатырями, которые обитали тут. Обороняя Хортицу и днепровские берега от врага, они швыряли в него многотонные валуны [«камни-богатыри», кстати, есть и в других местах выхода на поверхность докембрийских гранитов Украинского кристаллического щита]. За железным мостом нагромождения камней похожи на отару овец, которых чабан пригнал к реке на водопой. Скалы здесь так и называются - Отара. За ними, напротив хортицкой Наумовой балки тянутся Рогозы. Это растение в хортицких озерах, по днепровским плавневым берегам было также распространено, как тростник и камыш. В старину скалу называли Рогозиной. Некоторые краеведы различают скалы Нижние Рогозы и Верхние Рогозы. Нижние Рогозы еще называют Москалями [в связи с пребыванием тут российских войск]. В прогалине между Нижними и Верхними Рогозами - балочка Торговая бухта. Здесь когда-то размещалось шумное и веселое торжище. В районе Вырвы напротив острова Байды находятся Канцеровские скалы. Кстати, также называют и северные природные гранитные бастионы Байды. У этих топонимов одна прародительница - балка Канцеровка. В народе балку также называли Канцлеркой. Скорее всего это название [как и Канцеровка] имеет отношение к князю Григорию Потемкину, который владел этими землями и по своему положению при дворе императрицы вполне претендовал на роль канцлера [так в России именовался высший гражданский чин, который равнялся генерал-фельдмаршалу]. Простой люд между иноземным словечком «канцлер» и его просторечной вариацией «канцер» особой разницы не видел.
Не менее примечательны и «староднепровские» хортицкие скалы. Если принять версию, по которой название Хортицы произошло от борзой - хорта, то вполне логичным будет допустить, что у острова, как и у животного, на которого он похож, имеется голова. Так оно на самом деле и есть. По крайней мере в названиях скал. Верхней Головой называют характерный северный гранитный выступ, который выдается над водой. В старину в нем видели морду другого животного, называя Свинячьей [Кабаньей] Головой. И сегодня даже с плотины вполне различим этот хортицкий вепрь. У скалы есть еще одно название - Кара. По преданию, запорожские казаки на этом месте карали преступников, сбрасывая их вниз в днепровскую стремнину. Рядом с Верхней Головой - скалистый выступ, который в народе называют Черной скалой. Тут по преданию [об этом свидетельствует памятный знак] в 972 году погиб князь Святослав. В старину Черной скалой называли высокую и отвесную гранитную стену вдоль северного берега острова за балкой Музычиной. Жил на острове и запорожский «рыбник» Каракай. Прозвище его на тюркском языке как раз и означает «черная скала» [«кара» - черный, «кая» -скала, обрыв, трещина в скале, грот]. Ниже по течению тянутся скалы Лазни [по камням удобно было вылазить наверх], Копычеватая [валуны напоминают копны сена], Наумова, Гавуновская.
...Без этих «гор» Старого Днепра, как, впрочем, без степи и плавней, нельзя представить наш край, ощутить в полной мере вольный дух и славу предков. Скалы отражаются в воде и смыкаются посредине реки. По воде, аки по каменьям плывут корабли, облака и тысячелетия...
Владимир СУПРУНЕНКО
газета «МИГ» 7 июля 2008 года стр. 58