Видел фильм документальный о нем, как менты описывали якобы експонаты. Хотел найти фильм наткнулся на херсонский форум с описанием тех событий, мне запомнилось четко с фильма ведро с монетами разными вродь-бы и золотые были. Смотрел Документальную передачу на эту тему 07.09.09 по телеканалу СТБ,очень понравилась документалка,в поиске хотел поискать в Видео варианте,однако это проэкт СТБ,и только купить можно этот диск =\.Нашел только в текстовом виде ((.
Смерть великого (и не только по меркам Кировограда) частного коллекционера советского времени в октябре 1993 года осталась почти незамеченной для широкой публики. Похороны были скромными, как говорят, даже без поминального обеда. Неприметной фигурой при жизни был и сам коллекционер - бывший электрик кировоградского треста столовых.
Тем не менее, совсем безвестным он не был. Его знали другие коллекционеры областного центра, краеведы, сотрудники музеев и картинной галереи. Но и им было известно о нем далеко не все. Знали его также как реставратора и переплетчика высочайшего класса. Но никто, если не считать живших вместе с умершим племянников, не имел достоверной информации даже об объемах его коллекции. Сам он нигде и никогда на эту тему не распространялся.
Но через три месяца Александр Борисович Ильин и его коллекция стали темой номер один в региональных и столичных СМИ. Писала о нем даже московская «Комсомольская правда». Тогда-то и обрушился на ошеломленную публику шквал информации, достоверность которой было невозможно оценить ни тогда, ни сегодня. Якобы один из раритетов из коллекции Ильина уже всплыл на крупнейшем аукционе мира. Якобы стоимость его коллекции оценивается в 40 млрд. долларов США, хотя на самом деле, разумеется, такая коллекция является бесценной. В то полуголодное и трудное время, когда самые маленькие зарплаты (которые не всегда выплачивались) исчислялись миллионами купонов и почти каждый украинец был полунищим миллионером, обнародованная цифра предполагаемой стоимости доселе неизвестной коллекции Ильина будоражила воображение журналистов и кружила голову обывателям. 40 миллиардов - и не купонами, а полноценной зеленью - были суммой, почти в 10 раз превышающей сумму внешнего долга Украины! В перерасчете на душу взрослого населения они давали более тыщи (долларов!) на одного половозрелого гражданина Украины.
Преподносила пресса публике и различные версии о самом Александре Ильине и о происхождении его коллекции.
Повод для информационного бума, к которому тогда приложила руку и «Украина-Центр», дала не сама смерть Александра Ильина в тихом частном доме вдали от центральных улиц Кировограда, а начавшаяся в 1994 году процедура национализации его коллекции и надежда получить наконец хотя бы какую-то официальную информацию. Пресса давала яркие, но не всегда подтвержденные документально фрагменты о жизни великого коллекционера. Учился, но высшего образования не получил. Якобы сидел, но по меркам сталинских времен отбыл смехотворный срок - 3 года. Происходит - по линии матери - из старинного дворянского рода Римских-Корсаковых, однофамильцев великого русского композитора. По линии отца - внук кустаря, имевшего медно-литейную мастерскую, и сын пролетария - токаря, прекрасного механика-самоучки, который быстро пошел вверх при советской власти: был направлен на восстановление маслозавода в Вязьме, затем на завод покрупнее в Витебске и на крупный завод в Одессе, а войну пережил в родном Рыбинске.
По одной версии, коллекция Ильина собиралась тремя поколениями. Ее первый, образно говоря, слой составили фамильные ценности Римских-Корсаковых, которые смогла сберечь мать Ильина. Второй слой - предметы, собранные отцом Александра Ильина и вывезенные после войны из Германии его дядей. Третий слой - собранное самим Александром Борисовичем и, возможно, частично его племянником, тоже коллекционером.
По другой версии, фундаментальную часть коллекции могли составлять ценности из дворянских усадеб вокруг Рыбинска, изъятые в 1918 году во время антоновского мятежа, в подавлении которого принимал якобы участие и отец Александра Ильина. По некоторым данным, тогда же была разграблена и усадьба Михалковых - предков известнейшего сегодня Никиты Михалкова, кинорежиссера. Эта версия налагала на коллекцию Ильина некий кровавый отпечаток и порождала легенду о лежащем на ней проклятии.
А через несколько лет после смерти коллекционера, уже в начале нынешнего века, вокруг коллекции Ильина вспыхнул новый скандал. Произошла кража из отдела редкой книги в областной библиотеке имени Чижевского, которая получила в свои фонды книжную часть коллекции Ильина, а одновременно по Кировограду пошли слухи о вывозе уже принятых на хранение раритетов из этой коллекции за границу и для верноподданнейшего дарения первым лицам государства...
Два события этой весны дали повод для возобновления разговора о коллекции Ильина. Первый: в Кировоград вернулись после реставрации и вновь экспонируются в областном краеведческом музее несколько икон - жемчужин этой коллекции. Второй: в родной город «прибыл на побывку» профессор сценографии Оуклендского университета США Павел Босый (на фото) - человек, который в 1994 году руководил областным краеведческим музеем и имел непосредственное отношение к событиям, связанным с национализацией коллекции Ильина. Его и пригласила редакция к разговору. Стоит добавить, что наш выбор был продиктован и тем, что Павел Васильевич известен не только как музейный работник, сценограф и selfmademan, но, кроме всего прочего, еще и очень интересный собеседник.
«Он собирался жить вечно»
- Павел Васильевич, все, что касается Александра Ильина, настолько разноречиво, настолько подернуто дымкой тайны, что и в его смерти чудится загадочность: незаметно жил и так же незаметно ушел?
- Нет, в городе знали, что умер коллекционер...
- Кто конкретно знал об этом?
- Прежде всего, краеведы. Однако истинного объема и истинной ценности собранной им коллекции не знал никто. Все имевшие хоть какое-то, хотя бы отдаленное представление о коллекции разделялись... по «классификации», которую, если не ошибаюсь, придумал Владимир Босько, на «подгрушников» и «запорожцев». Первых Ильин допускал во двор и иногда выносил из дома и показывал им какой-либо предмет из своей коллекции. Но было несколько «запорожцев», толком не знаю, сколько их было, может быть, человек пять, которых иногда допускал Александр Борисович до кухни и что-нибудь выносил им туда. Но в принципе полноценного представления о коллекции не было ни у кого. Кто-то видел одну книгу, кто-то - другую, кто-то видел какой-нибудь орден...
Спойлер
- Из чего возникли столь колоритные названия для посвященных?
- Очень просто. «Подгрушники» - те, кто сидел во дворе под грушей, а «запорожцы» - те, кого Ильин допускал за порог дома. А далее в этой истории происходит следующее. В магазине «Букинист» в продаже появляется книга из коллекции Ильина. Это удалось доказать, потому что в областной библиотеке, в отделе редкой книги, находилась ксерокопия этой книги - Александр Борисович в свое время разрешил ее скопировать, - книга имела карандашные надписи на полях, это и позволило идентифицировать ее по ксерокопии как книгу из коллекции Ильина. Получилось, этот факт стал доказательством того, что вещь, принадлежавшая умершему, пошла в продажу до истечения установленных законом шести месяцев со дня смерти. Тогда было написано письмо, адресованное представителю президента Украины в Кировоградской области Н.Сухомлину и председателю областного совета народных депутатов В.Долиняку. Подписали его тогдашний директор областной библиотеки Лидия Ивановна Демещенко и ваш покорный слуга - тогда директор областного краеведческого музея. В письме выражалось опасение, что коллекция Ильина, национальное достояние неведомой на тот момент ценности, может разойтись по частным рукам, и содержалась просьба сделать все возможное, чтобы это сокровище осталось в Кировограде. Обратился с депутатским запросом к Н.Сухомлину и В. Долиняку также очень хорошо известный, и не только в Кировограде, Владимир Панченко, тогда народный депутат Украины. Николай Алексеевич Сухомлин дал поручение управлению юстиции облгосадминистрации, после этого, соответственно, было судебное решение и судебные исполнители арестовали эту коллекцию. А музейные и библиотечные работники помогали в ее описи.
- Насколько я помню по публикациям 1994 года, судебное решение об аресте коллекции вынес Кировский районный суд Кировограда под председательством судьи Владимира Ярошенко. И хотя пресса оценивала его не вполне однозначно, все же главным остается тот факт, что Ильин не оставил завещания?
- Да, завещания не было. Но не было и многого другого. Не было описи коллекции, не было ее систематизации, никто, повторю еще раз, точно даже не знал, что в нее входило. Почему Ильин не оставил описи и завещания? Возможно, не хотел, чтобы все это вообще кому-либо досталось? Может быть, он собирался жить вечно - я не знаю. Либо именно хотел оставить нам свою коллекцию как огромную загадку? Почему не оставил родственникам по завещанию? Но он не написал завещания. С другой стороны, он, пожалуй, не хотел и того, чтобы его коллекция стала музейным собранием.
«Серебро в мусорной куче»
- Каким было ваше первое впечатление от коллекции Ильина?
- Собрание разрозненных несистематизированн ых предметов. Само его отношение к собственной коллекции было более чем странным. Например, у него был сундучок с самыми дорогими, видимо, его сердцу книгами, на котором он сидел и спал, но книги в нем были покрыты плесенью. Случалось, он сам забывал, что у него было, или не мог найти. Просил привезти какую-то редкую книгу из другого города, а потом, когда книги уже были описаны комиссией, стало ясно, что экземпляр такой книги уже был у него ранее. Его хранение коллекции не имело ничего общего ни с музейным, ни с библиотечным, ни с архивным хранением. В центре дома была комната, я хорошо ее помню, без окон - только двери со всех сторон. В нее никто не мог войти: она была очень плотно забита книгами - от пола до потолка.
- Какой площади комната?
- Примерно метра четыре на четыре. Но это только одна из комнат! А большой флигель с его чердаком! У меня такое впечатление, что у покойного был, скорее, интерес собственно к процессу собирательства, нежели к тому, чтобы потом наслаждаться этими вещами. У него были какие-то дорогие ему вещи - к которым он возвращался, смотрел, иногда кому-то показывал. Но были вещи, которые просто лежали штабелями. Многие предметы были в очень плохом состоянии. Но одно дело, если это серебряный оклад - его можно почистить. А картины? Несколько икон и картин вернулись в краеведческий музей из реставрации - только теперь мы наконец смогли увидеть их в первоначальной красе.
- Пресса писала тогда об участии в изъятии и вывозе коллекции и милиции, и СБУ...
- Насчет СБУ не знаю - на то она и СБУ, чтобы ее сотрудники оставались невидимыми. А милиция, конечно, охраняла: были поставлены милицейские кордоны вокруг, чтобы никто ничего не вынес. Потому что представьте себе, если в куче мусора во дворе вдруг неожиданно обнаруживается серебряный лом...
- Действительно это имело место?
- Да, на второй день работы в усадьбе мы обнаружили серебро в мусорной куче. Да... Достаточно необычная история - она была описана в одной из публикаций 1996 года. Ну, понимаете, серебро - это не главное, не такой уж дорогой металл, даже если в кучах. Но когда речь идет о серебряных изделиях, сделанных великими мастерами, то их ценность уже далеко не соизмерима с ценой серебряного лома.
Например, серебряная кружечка работы великого украинского мастера Ивана Равича - она скромно стояла на шкафу среди каких-то мелких, совершенно не ценных безделушек. Я обратил на нее внимание: ведь это же барочная, серебряная - скорее всего серебряная - кружка, видимо, немецкой работы. Да нет-нет, что вы - начали возражать родственники - это просто сувенир. Но я настоял: давайте мы ее возьмем. Ну... интуиция. И описали ее очень просто: кружка в барочном стиле белого металла. Но когда приехала из Киева Жанна Арустамян, из музея исторических ценностей, когда она посмотрела, она ахнула. Потому что здесь стоит клеймо великого украинского ювелира начала восемнадцатого века Ивана Равича. Немецкий стиль? А он учился в Германии!
Музейщикам известна была небольшая кружка, которую Равич сделал для гетмана Мазепы, - она сейчас хранится в Чернигове, в историческом музее. А эта, кстати, даже и размером гораздо больше, и более сложной художественной работы, и очень выразительной формы. По моему мнению, этот предмет может считаться чуть ли не самым ценным предметом из предметной, не книжной части коллекции Ильина, которая находится в настоящий момент в государственной собственности. Мы даже предполагали - а не принадлежала ли кружка Петру Первому? На корпусе - круг, увенчанный так называемой «старой царской» геральдической короной, эту эмблематику использовали преимущественно до 1721 года, когда Петра провозгласили императором. А монограмма «ВС/ПЛ» (либо «ВС/ПА») - не означает ли она «Великий самодержец Петр Алексеевич»? Это не доказано. Но, тем не менее, доказано, что кружку великий ювелир делал. И уже не столь важно - серебро это или не серебро. И таких интересных открытий было сделано несколько
__________________ дальше здесь кому интересно. http://forum.ostrov.net.ua/showthread.php?t=18134 .