Сам монастырь прекратил свое существование в 1240 г., во время Западного похода Батыя - в это время прекращают свое существование древнерусские поселения в устье реки Самара (р-н Игрень), у Старых Кодаков, на о. Каменоватом, да так, что обнаружить каких-либо следов так и не удалось.
Со времени Батыя остров пустеет. Только спустя 400 лет постройка польской крепости в Кодаках (1635 г.) привлекла поселенцев. На правобережье появляются села Старый Кодак, Половица, Новый Кодак и др. Днепровские острова в это время были покрыты густым лесом. В связи с обживанием этих мест, Монастырский остров удостоился особого внимания казаков - 8 декабря 1765 г. писарю и есаулу Кодацкой паланки Глобе было дано специальное распоряжение о надзоре за зелеными насаждениями на острове, который жители Половицы весьма опустошили.
Казак сразу поселился “против острова на Днепре, называемого Монастырский, где построил себе на Днепре каменных 4 мельницы на пользу общественную, неусыпными трудами и коштом развел на том острове, так же при жилью своему и особо при слободе Половицы не только довольно лесу, но и плодовых деревьев”. Позже земля была передана в безраздельное владение Глобе, которого уважали как тогдашние власти, так и простые люди.
Постройка Екатеринослава, центром которого должна была стать нагорная часть, привлекла к острову особое внимание князя Потемкина - здесь он планировал разместить университет, а для удобства сообщения построить сводный мост через пролив. В то же время, первый архитектор Екатеринослава, академик архитектуры, француз Клод Геруа запланировал на Монастырском место для гуляния (по плану 1786 г.). Планы так и не были реализованы и об острове надолго забыли.
В 1817 г. в Екатеринославе, по инициативе управляющего немецкими колониями статского советника Контениуса, было учреждено училище садоводства, в ведение которого передали парки города. В 1820 году остров Монастырский был отдан училищу, но уже 7 мая 1845 г. распоряжением министра государственного имущества графа Киселева, остров отошел к лесному ведомству - для разведения смолистых деревьев. Неизвестно, развелись ли там означенные насаждения, но в 1863 г. лесное ведомство продало его в частные руки.
Первым владельцем острова стал Рябинин. Это удовольствие стоило ему 4000 рублей. За неизвестную сумму Рябинин продал остров Бурякову. Меняя хозяев, остров менял и имена и, когда в 1889 г. его приобрел Богомолов, то до середины ХХ в. остров был Богомоловским. Изменился и вид острова - деревья были сведены окончательно, но до 1885 г. весною он покрыт сплошным ковром зелени из редких трав и кустарников, но за три последующих года растительность значительно ухудшилась из-за выпаса домашних животных (пролив к этому времени обмелел) и состояла в основном из сорных трав. Но какую-то роль в истории города остров продолжал играть - так, к 100-летию Екатеринослава в 1887 там был устроен фейерверк.
В начале ХХ века остров стал опорой для железнодорожного моста, на берегу была устроена база яхт-клуба, а городская управа даже предложила соединить остров с городским берегом, засыпав пролив. С принятием генерального плана развития Днепропетровска в 1956 г., остров было решено присоединить к парку им. Шевченко, перекинув мост через значительно полноводный пролив. Получивший новое имя к 40-летию Октябрьской революции, Комсомольский остров стал прекрасным местом отдыха. Центром парковой композиции стал памятник Кобзарю.
В 1999 г. на северной части острова (вновь Монастырского) был построен православный (московского патриархата) храм, разрушивший архитектурную целостность парка, но удачно вписавшийся в ландшафт и в историческую судьбу этого места. Также на острове находится единственный в Днепропетровске зоопарк и аквариум с пресноводными рыбами.
Начиная с конца 1980-х, многие газеты и журналы пестрят публикациями, где говорится что остров - уникальная энергоинформационна я зона. Особенно интересны теории Виктора Воробьева - доцента Приднепровской академии строительства и архитектуры, специалиста по аномальным явлениям. Он пришел к выводу, что остров "наделен небывало сильной энергоинформационно й структурой". По его мнению, здесь четко выделяются странные зоны, подземные объекты, входы в параллельные миры со своими обитателями. Наблюдения зафиксированы в нескольких десятках толстых тетрадей. Монастырский остров постепенно становится Меккой крупных экстрасенсов, контактеров из России и из Западной Европы.
Воробьев рассказывает: "В арийскую эпоху в районе нынешней Цибульковки, что недалеко от Царичанки и Китайгорода, находилась одна из семи столиц мира". Вокруг нее на десятки километров в землю были вмонтированы злато-серебряные пластины, перенаправлявшие энергию Космоса на величественный храм, стоявший в те времена на нашем острове, на так называемом Тыквенном месте. Арии считали цветок тыквы священным, "он вырастал… в особые моменты космических циклов". Последний раз он якобы расцвел в 1999 году, поздней осенью! Последователи такого учения считают, что остров был священной столицей скифов, здесь побывал Зороастр (Заратустра), а уже потом сюда наведался апостол Андрей Первозванный.
"Прямо перед памятником Шевченко есть два подземных грота. В одном из них хранится голубоватый полупрозрачный кристалл - Кристалл знаний… На дорожке, ведущей влево-вперед от памятника, несколько раз в неделю появляется зона разрыва хрональных полей… Человек, который входит в измененный хрональный поток, чувствует себя будто улетающим в параллельные миры… По нашим оценкам, Монастырский остров входит в число 22 силовых точек планеты".