Еще одна статейк
Тайны и легенды «черных археологов»
Помнится, как-то летом встретил старого приятеля, который возвратился, как он сам сказал, «с полей». Сначала я ничего не понял. Вымазанный в глине камуфляж, высокие берцы и сыплющийся с кучерявой головы песок… Николай (так зовут приятеля) производил впечатление человека, который решил вспомнить армию и в одиночку выкопал метров 10 окопа «в полный рост».
Оказалось, что я был недалек от истины. С сияющим взглядом и видом заговорщика он запустил руку в карман камуфляжа и достал оттуда горсть истертых медяков царской чеканки, с восхищением рассказывая, где их «поднял» (искатели-поисковики не говорят «выкопал», а именно «поднял»). И хотя за эти пятаки я бы не дал больше их номинала, мой приятель был доволен находками, как чеширский кот. Пива в тот вечер было много, встреча затянулась, но она того стоила. Николай рассказал мне столько, что я, признаться, даже сам загорелся идеей кладоискательства. В последнее время я стал вспоминать о нашей летней встрече с Николаем все чаще, когда с экрана телевизора каждый день начало звучать слово «кризис». Подумалось, мало ли, может, и самому когда-то придется взять в руки лопату, чтобы накопать «на хлеб насущный» — пусть и меня научат.
Копатель копателю рознь
Когда я начал осторожно интересоваться темой, то оказалось, что народ уже давно массово меняет свои привычные способы времяпрепровождения
. То бишь мужики переходят от рыбалки или охоты к охоте за артефактами. Более того, среди поисковиков оказалось довольно много знакомых, которые по понятным причинам это не афишируют. Условно их можно поделить на несколько типов.
1. Всеядные – поднимают все, что попадется – от монет, оружия, пуговиц и военной амуниции до металлолома. Металлолом, кстати, приносит неплохую прибыль (летом килограмм черного металла стоил 1,30 грн.). Мне рассказывали, как однажды, «прощупывая» пляж невдалеке от Чернигова в поисках утерянных цепочек, колец и всякой мелочи, парни подняли… трехметровый обрезок железнодорожного рельса, оставленный военными. Находка с лихвой окупила бензин, поглощенный стареньким «Москвичем» во время поисков.
2. Любители «войнушки» — интересуются оружием, боеприпасами, предметами военного быта и наградами. Если с орденами, портсигарами, флягами и солдатскими жетонами все более-менее ясно, то с оружием сложнее. Статью Уголовного кодекса Украины о незаконном хранении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ никто не отменял, и на искателей она распространяется так же, как и на всех остальных. Поэтому эта категория людей часто ходит по краю, балансируя на границе дозволенного. Время комсомольцев, занимавшихся исключительно перезахоронением останков неизвестных солдат, кануло в Лету. Это тогда процесс контролировали военные вместе с военкоматом, а стволы и ВОПы (взрывоопасные предметы) тут же забирали саперы для уничтожения. Сейчас «железо» — их основной заработок, и кто знает, какова судьба найденного оружия. Неизвестно, или оно отреставрировано, приведено в безопасное положение и пополнило чью-то коллекцию, или же тщательно восстановлено, отрегулировано, пристреляно и нашло себе нового хозяина, — это только Богу известно. Военного «железа» в наших лесах намного больше, чем можно предположить, вот и копают все, кому не лень.
3. Охотники за историей — их «рабочая площадка» — городища, поселения, курганы и могильники. Самые богатые из поисковиков (и самые законспирированные) свои находки сдают коллекционерам или выставляют их на форумах в Интернете. Стараются избегать прямых контактов с покупателями древностей.
Есть еще одна категория – «пляжники», но они характерны для южных областей, где пляжей побольше нашего, а значит, и утерянных ценных побрякушек.
В любой из трех категорий поисковиков найдутся те, кто попадает под понятие «черный археолог» (в то же время есть и очень законопослушные) — все зависит от «стиля работы» искателя. Соответственно, над многими из них дамокловым мечом висит своя статья Уголовного кодекса. Поэтому люди эти немногословны, лишнего о себе не рассказывают (тем более о своих «хлебных» местах). Я уже говорил, что среди них есть масса исключительно порядочных людей, патриотов, интересующихся историей родной земли, которым «за державу обидно». Например, недавно мне поведали, как в глуши нашли целый курган (явно не разграбленный), о котором знали только старожилы, да и те уже вымерли. По словам поисковиков, проблема в том, что не успеют о находке узнать археологи, как впереди них появятся их «черные» двойники. И тогда памятник пропал, поэтому парни решили никому о кургане не говорить, а подождать окончания «смутных» времен. А там, смотришь, и у науки руки до раскопок дойдут.
***
Я был немало удивлен, узнав, сколько среди поисковиков людей при солидных должностях и капиталах, для которых выход с металлодетектором – просто нестандартный отдых. Результат охоты или рыбалки может быть изначально спрогнозирован, а тут, как на войне, полно неожиданностей. Так, пройдя вдоль обыкновенной лесной дороги между глухими полесскими селами, можешь поднять горсть царских, немецких и советских монет и тут же неожиданно разбогатеть современной металлической гривной.
Раньше, чтобы успокоить нервы и сбежать из дому (подальше от жены, детей и тещи), мужики использовали «грибной» повод (эти грибы жена и теща потом с проклятиями до полуночи чистили), под Новый год грибочки отлично шли под водочку, а гости не переставали хвалить грибника. Теперь же мужики честно говорят: «Иду копать». А в лесах столько неожиданностей: вот, придя с металлодетектором на свое любимое место, где когда-то собирали маслята, можете запросто наткнуться на свой давно потерянный нож и тут же выковырять из-под моха ржавую мину. Адреналин прочищает мозги получше всякого психотерапевта, куда и мысли тяжелые улетучиваются!
Есть и более приятные находки, например, мне рассказывали, как на месте сожженной во время войны церкви парни подняли двухсотграммовую бесформенную лепешку серебра, которая когда-то была чашей. Тут же были найдены нательная серебряная иконка, медяки и оловянные солдатики. Вот такое ассорти.
Наука рисковать
Сначала мне прочитали «Курс молодого бойца» начинающего искателя. Итак, если вы уже решились заняться поиском чего-то мало-мальски ценного, что можно поднять из недр земли, ваш первый шаг — покупка металлодетектора. Сейчас это удовольствие стоит от $300, естественно, чем выше функциональность, тем дороже аппарат. Но ветераны мне советовали технику дороже $1000 не брать, говорят, все полезные функции там будут, а все, что дороже — уже пижонство. За эти деньги аппарат будет различать цветной металл от черного, а медь от серебра или золота. Также на мониторе у вас будет информация о размерах и глубине залегания объекта. Сейчас можно купить европейские, американские и российские образцы (кстати, последние — весьма хорошего качества). Обкатку посоветовали начинать со своего огорода или дачи, где на пивных пробках и гвоздях набить руку. После лучше всего, конечно, «упасть на хвост» ветерану-поисковику и пару раз побыть у него на подхвате, заодно переняв некоторые основные хитрости и правила безопасности. Имеется в виду обращение с ВОПами. Найдя ржавое «эхо войны», желательно сделать так, чтобы на него не наткнулись дети, животные или техника. Мне рекомендовали в таких случаях несколько вариантов. Первый — зарыть ЭТО еще глубже, второй — утопить в ближайшем болоте, третий — вообще не трогать и аккуратно прикопать.
Вариант с вызовом саперов рассматривался как самый крайний, ввиду утомительности процесса — занимает массу времени на общение со спасателями, правоохранителями и местной властью. Опять же, вы себя раскрываете и должны объяснить куче народу, «а чего это вы тут делаете».
И самое главное — обязательно закапывать после себя ямки! Нашел не нашел, а будь любезен убрать за собой — ведь это НАША земля, нам здесь жить. Именно этим наши искатели кардинально отличаются от приезжих киевлян — те считают, что после них хоть потоп.
С детектором наперевес
Как и у всех профессий, у искателей есть что-то наподобие кодекса неписаных правил, которые желательно выполнять (хотя всё на вашей совести). Как по мне, все это скорее похоже на законы войны – вроде бы как все стороны ратифицировали конвенции, все кивают головами и соглашаются, но на практике их реально не придерживаются. Наверное, потому, что это весьма затруднительно, например: искатель никогда не работает на месте официально зарегистрированных и охраняемых законом памятников археологии (городища, могилы и стоянки), тем более не оскверняет курганы и старинные захоронения.
Мне даже по этому поводу рассказали быль о председателе колхоза в Козелецком районе, который решил построить из могильных плит закрытого монастыря какую-то хозяйственную постройку. Мужики отказались заниматься святотатством, тогда председатель сам сел за рычаги бульдозера и сгреб в кучу гранитные надгробия и кресты. Ни уговоры, ни угрозы сельского начальства не заставили селян взяться за работу, тогда разозленный голова сбросил камни с обрыва в Десну. На том месте река стала жутко бурлить, образовался водоворот, а место считалось гиблым и опасным для купания. Так вот, по рассказам старожилов, как-то председатель шел по берегу изрядно подвыпивший, сорвался с кручи как раз в этом месте и, естественно, утонул. Никто в селе даже не сомневался, за что именно голову постигла такая кара.
Но, согласитесь, трудно устоять перед соблазном походить по полю, где от распаханного еще при Союзе кургана остался лишь холмик. Вы убеждаете себя в том, что через пару лет на этом месте уже ничего не будет, и берете в руки детектор. Если выполнять все правила, то вам остаются только грунтовые дороги, пляжи, места бывших ярмарок и торжищ, пустыри на месте постоялых дворов, шинков и разрушенных церквей. В принципе, не так уж и мало. Теперь главное добиться лояльности от местного населения (лучше вообще держаться от него подальше), которое на селе зачастую настроено довольно враждебно ко всем чужакам.
Вот вы облазили все доступные вам участки земли, и настает время, когда хочется выехать куда-то подальше. Вам нужна карта. Ее можно скачать с Интернета бесплатно или же заказать за приемлемую цену у таких же поисковиков. Правда, может оказаться, что до вас по той местности уже прошли десятки людей и оставили после себя только порытую, как кротами, землю. Как правило, вам предложат купить карты масштабом 3 или 10 верст начала ХХ века – на местности со старорежимными названиями обозначены мельницы, кладбища, церкви, шинки и ярмарки. Точность весьма относительная, указанные ориентиры изменились до неузнаваемости, а на месте (или в непосредственной близости) от нужных вам объектов, как правило, уже построены другие, а некоторых сёл вообще уже десятки лет и в помине нет. Единственный выход — ходить по квадратам и слушать прибор.
«Богатенькие» пошли другим путем — они каким-то непонятным образом (хотя в наше продажное время нет ничего удивительного) получают доступ к картам Института археологии Академии наук УССР. На них подробно описано местонахождение памятников, прилагаются фотографии, рисунки и фото находок. Если принять во внимание, что еще «при социализме» десятки взятых на учет древних городищ и поселений ожидали археологов не один год, то при нынешнем финансировании раскопок у черных археологов есть все шансы опередить ученых.
Вечные ценности
На моей памяти последний раз милиция задерживала «черных археологов» в апреле 2005 года. Тогда двое киевлян и двое луганчан занимались самостоятельным, никем не санкционированным поиском предметов старины в Репкинском районе, на территории археологического памятника между селами Великая Весь и Новоукраинское. За два часа работы с помощью четырех металлоискателей (стоимостью $1500 каждый) и четырех лопат псевдоархеологи успели откопать более восьмидесяти металлических предметов, в том числе изделия из бронзы и серебра, украшения, часть кольчуги, конной сбруи, застежки, монеты, предметы быта и даже свинцовую печать. Милиции задержанные рассказывали, что принадлежат к обществу Украинского казачества и собирают с помощью металлодетекторов экспонаты в разных уголках Украины для Музея казачества. При этом они абсолютно не отличали Древнюю Русь от казачества.
Откуда черные археологи узнали об этом поселении — неизвестно, правда, у историков есть свои мысли по этому поводу. Поселение было найдено в 1984 году, оно не раскапывалось, а информация о нем прошла однажды — в отчете археологов (каждый исследователь по мере нахождения памятников сдает научные отчеты в Институт археологии, где подробно описывает местонахождение памятника, прилагает фотографии и находки, их рисунки и фотографии).
После этого отчета памятник был введен в научный оборот. Вторая информация о нем была в «Своде памятников» (каталог всех украинских памятников археологии), который до сих пор не издан. Он был полностью собран, но в момент, когда машинистка несла его печатать, он был украден. Скорее всего, это и есть возможные пути утечки информации.
На месте, где вели поиски древностей черные археологи, люди жили еще в первом тысячелетии до нашей эры. В Х — ХІІІ веках на том месте было древнерусское городище, а с ХV века место облюбовали казаки, тут же под селом находится и казацкое кладбище.
Когда-то через эту местность проходил путь «из варяг в греки», утверждают специалисты, поэтому неудивительно, что несколько лет назад в Грабове того же района находили монеты периода Римской империи, а в Голубичах – около двух с половиною тысяч медных монет периода правления Петра І. Так что псевдоархеологи, что называется, попали в точку. Скорее всего, они знали, где копать.
Похитители истории
Историки сокрушаются, что из года в год черные археологи варварски разрушают места древних поселений на Черниговщине. Речь идет не о разграблении памятников, а о разграблении нашего культурного наследия. Ведь каждая вещь на месте поселения является хронологическим индикатором, то есть вещью, которая определяет дату поселения, культурную принадлежность, этнический состав населения, социальный статус поселения, его роль, торговые связи. То есть буквально каждая вещь может помочь в восстановлении исторической топографии поселения. Каждая вещь может быть связана с постройкой, которая находится глубже, а не на поверхности.
«Черные археологи» с помощью металлодетекторов находят вещи как на поверхности, так и в земле. Когда раскопки проводятся археологами-специалистами, то все эти вещи в конечном результате попадают в научный оборот — в литературу, в научные отчеты, они не пропадают бесследно. А так артефакты оседают в частных коллекциях, они получаются депаспортизованными, и, таким образом, и сами вещи теряют свою ценность (они уже не привязаны к конкретным археологическим объектам), и сам памятник тоже теряет свою ценность, свою целостность.
После такой варварской “деятельности” псевдоархеологов восстановить для истории многие интересные факты просто невозможно. Не говоря уже о том, чтобы найти более-менее ценные вещи. Бывает, что студентам-археологам, которые приезжают на практику, остаются лишь жалкие напоминания того, что хранили места древних поселений долгие столетия.
Время от времени поступает информация и о разграблении курганов в южных районах области. Были случаи, когда сотрудники Черниговской областной инспекции по охране памятников истории и культуры, обследуя территорию, находили уже разграбленные курганы. Колодцем полностью уничтожается и насыпь, и погребальная камера, спасать в таких случаях там уже нечего. Бывает, охотники пошли на охоту зимой и выявили курган, который еще летом стоял, и о котором местный учитель дал инспекции по охране памятников информацию. В селе Малая Девица Прилукского района был такой случай, был случай в селе Погребы, там тоже грабились курганы. Еще был случай в Бобровицком районе, в селе Петровка, там есть древнерусское городище...
Чтобы хоть как-то помешать варварам, преподаватели Черниговского педуниверситета практикуют следущее: ранней весной едут в места, куда могут совершить набег черные археологи и специально закапывают в землю разные металлические предметы — гвозди, консервные банки, а то и просто засевают поле обыкновенной охотничьей дробью и фольгой. Таким образом историки пытаются помешать разграблению археологических памятников. Часто такие методы срабатывают, и варвары просто перебираются в другое место.
На Черниговщине есть много мест, где культурный слой Х столетия находится на глубине всего лишь 30 сантиметров. Как раз достаточно, чтобы металлоискатель обнаружил в земле металлический предмет. В такие места (поселение викингов в Шестовице Черниговского района) каждое лето на археологическую практику приезжают студенты педагогического университета. И каждый год они сталкиваются с варварским разграблением древних мест. «Черные» археологи практически ничем не брезгуют.
Для охотников за древностями не обязательно, чтобы старинная вещь была из золота или серебра. Главное, чтобы она хорошо сохранилась. В Европе, например, заплатят большие деньги уже за то, что ей десять столетий. Так, за посеребренную застежку или медальон потомки викингов бывает платят по $20—30 тысяч. Цены на старинные вещи растут пропорционально количеству пересеченных границ.
***
Зачастую черные археологи — это лишь одно звено в длинной цепочке. Они выполняют самую грязную работу – выкапывают древности из земли. Потом за относительно небольшие деньги отдают их посреднику, который в свою очередь везет их богатому заказчику. Дальше товар переправляют уже за границу, где и получают за это солидное вознаграждение.
Статья 298 УК Украины грозит черным археологам как штрафами, так и реальными сроками заключения, но это совсем не пугает джентльменов удачи. Видать, игра стоит свеч.
Кстати, после того, как несколько лет назад в Крыму черные археологи обстреляли экспедицию из автоматического оружия (ученые не мешали им копать), теперь лагеря археологов, расположенные за чертой населенных пунктов, обязательно круглосуточно охраняет милиция.
Так, к чему это я? А все к тому, что очень трудно выдержать испытание золотым тельцом (даже если он и не золотой). Не у каждого начинающего поисковика-романтика хватает духа не трансформироваться в вульгарного грабителя древностей.
Вот и я теперь сомневаюсь, стоит ли начинать свою поисковую карьеру?.