В Украине почти полтора миллиона солдат числятся без вести пропавшими во время Второй мировой войны, в том числе свыше 400 тысяч немцев. Только в Донецкой области свыше 200 захоронений немецких военнопленных. Нынче такие места являются потенциальными мишенями для «черных следопытов», охочих до оружия и золотых вещей...
Выбрав себе в гиды поисковика, старшего эксперта комиссии по делам увековечения памяти жертв войны Донецкой облгосадминистрации Виктора Анденок, мы направляемся к одному из таких мест в шахтерской столице. Оказывается, в 1944-46 гг. на склонах реки Кальмиус были похоронены более четырех сотен немецких военнопленных, умерших в госпитале, который находился в одной из школ в Киевском районе.
«Какая сволочь здесь марадерила!? Смотри, земля внутри перекопана - такое впечатление, что здесь кого-то выкапывали», – возмущается Аденок, подходя вплотную к свежевырытой могиле, чуть присыпанной слоем мусора. Осматриваемся: кругом поросшие травой ямы, размерами напоминающие стандартные кладбищенские могилки - это типичная работа гробокопателей. Далее, шагая по траве, мы фактически идем по костям…
«В 60-е годы здесь даже 12-летние пацаны рыли… Они думали, раз немцы лежат – это каски, винтовки, штыки… А у них наши все ценное отобрали, в том числе именные медальоны. - продолжает Виктор Андреевич. - Военнопленные носили старую трофейную форму, которую чинили до тех пор, пока на ней не оставалось ни одного живого места... Когда же разлеталась обувь, ее шили из подручных материалов – немцев чуть ли не в лапти обували…».
Вооружены и опасны
В Донецкой области единственное спецпредприятие «Схід-Захід» официально занимается поиском и перезахоронением погибших солдат. Но поисковикам конкуренцию составляет целая армия «черных следопытов». «Они маскируются под поисковиков, при этом их нисколько не интересуют без вести пропавшие. Не афишируя свою деятельность, они разыскивают сопутствующие останкам оружие и награды. Так вот, определив по архивам место захоронения солдат, мы выезжаем туда и зачастую находим уже вскрытые могилы... Они выгребают из могил ценные вещи, а кости беспорядочно разбрасывают», - рассказала корреспонденту «УРА-Информ.Донбасс» секретарь комиссии по делам увековечения памяти жертв войны и политических репрессий Донецкой облгосадминистрации Анатолий Дермайнер.
Кто они: «черные следопыты»? Мародеры двух мастей: любители и профессионалы. Первые – следопыты-одиночки. Бродят по местам боевых действий в поисках оружия, патронов и др. Спецоборудования для раскопок, как правило, у них нет. Эта категория свинарей чаще прочих гробокопателей подрывается на гранатах и минах. А вот профессионалы вооружены и опасны. Эти жестокие и расчетливые дельцы, как говорят, связанны с организованной преступностью. Они передвигаются сплоченными группами на джипах, в их арсенале самые современные миноискатели.
Профи привлекают на свою сторону «серых следопытов». «Серыми» называют тех научных работников (!), которые не только консультируют (где и что можно накопать), но и сами помогают разрывать могилы. Один из таких (нынче завязал с делишками прошлого) нам рассказал, что прежде чем копать по серьезному, их «директор» договаривался либо с представителями сельсовета, в ведении которого уже обследованный миноискателями участок лесостепи, либо с местными криминальными авторитетами, чтобы те не сообщали в милицию….
Мишенями для вооруженных до зубов профессионалов являются места захоронения немецких солдат. Один из официальных поисковиков, который нашел и перезахоронил не один десяток солдат, сообщил нам, что «у наших ребят нечего брать». Во время войны советские похоронные команды, прежде чем закопать солдат, раздевали до гола. «Нищета, раздетая до кальсонов, а то и вовсе без одежды хоронили», - в сердцах добавил он.
Кстати, фрицы никогда не раздевали своих солдат: они хоронили их в полном обмундировании со всеми личными вещами. «Раскапываешь захоронения немцев, а на них кресты лежат, на руках почти у всех обручальные кольца, золотые печатки», - говорят поисковики. – Как отличить немецкий прах от советского? У немцев уже тогда была сильная стоматология: если в челюстях наших солдат зияют дыры, то у немцев пломбы, золотые коронки, много коронок»…
Евгений: Копать такое серьёзные люди ни когда не будут, извините бензин и расходов больше чем выручка. Обнаружить могилы не возможно ни каким металлоискателем, так как работают они от объемов металла в земле.
Ломают челюсти из-за золотых коронокВот лишь один из недавних примеров мародерства. В северной части области во время войны немцы похоронили своих погибших солдат. Свирепствовала зима, и закопали их не слишком глубоко. Кости десятилетиями вымывало дождями. Но пару лет назад покою солдат вермахта, прах которых уже был всего на пол штыка от поверхности, пришел капут. Гробокопатели прокопали узкий ров на уровне подбородков, после чего металлической киркой разбили челюсти и сняли золотые коронки.
Говорят, тогда мародеры сняли не меньше 40 коронок. Допустим, в каждой в среднем по 2,5 грамма. Вот и считайте: на 100 граммах золота по 95 гривень за грамм (нижняя планка стоимости золота на сегодня) гробокопатели заработали почти две тысячи долларов!
Поисковики показали нам по карте области все села, где могут орудовать «черные» и «серые следопыты». Чтобы их ряды не пополнить «свежей кровью», мы не будем делать рекламу «высоколиквидным» местам.
Ради каких еще «житейских мелочей» свинари разрывают могилы? Знающие люди говорят, что нынче в особом почете эсесовские кортики. За стальное лезвие и позолоченную рукоятку парадного кортика коллекционеры платят от 2 до 10 тысяч евро. На черном рынке ценятся медали за участие в боях в Испании, на острове Крит, в Нарвике (город в Норвегии). Эти награды стоят (дико звучит) от 1 до 3 тысяч евро. Кстати, в советских могилах находят одни звездочки, рыночная цена которым – копейки…
Особенно популярны стальные каски. Причем, лучше всего, если в них есть отверстия от пуль… Что касается огнестрельного оружия, то коллекционеры охотно скупают именные стволы: парабеллумы, вальтеры, браунинги. И, наконец, немецкий танк по разным данным стоит от 1,5 до 5 миллионов евро. Хотя и считается, что все они найдены, отрихтованы и проданы, следопыты по-прежнему исследуют болота…
Еще гробокопатели разыскивают незарегистрированны
е могилы немецких солдат с номерными жетонами. Жетон состоял из двух половинок. На каждой выбиты фамилия, звание и номер части. Если солдат погибал, жетон разламывали пополам. Одну половинку хоронили вместе с погибшим, а другую - отправляли в Германию с указанием места захоронения. На основании этого родственникам погибшего начисляли пенсию. «Настоящая удача – это найти целый жетон с останками его владельца. Немцы готовы платить за без вести пропавших родственников большие деньги: если, конечно, факт гибели их предка подтвержден», - рассказал нам один из «черных следопытов».
Евгений: Полная ерунда, может так два раза за историю и было, но на самом деле всё проще. Эту тему уже поднимали на одном из форумов - немцы относятся к этому как к мародёрству, не важно где Вы нашли жетон (строили дом или выкопали сами). После пары таких случаев с возвращением останков солдат за деньги, повсеместно принялись искать жетоны и павших солдат и пытаться на этом заработать. Фонды Германии, которые финансировали возврат павших воинов не выдержали такой нагрузки и фонды просто закрыли. По этому поводу, я звонил знакомому в Германию, он в свою очередь звонил в министерство и посольство Германии. Там рассказали о том, что им постоянно кто то хочет "продать" бойца. Чтобы остановить разорение могил, решили денег не давать - и правильно сделали.
Правда, если Вы нашли солдата при строительстве дома, Вы можете сообщить об этом местным органам власти, что бы они их перезахоронили на официальное немецкое кладбище. Денег Вам и органам при этом никто не даст.
Но при этом поисковики, официально занимающиеся поиском и перезахоронением солдат, утверждают, что «осторожные немцы лишь в исключительных случаях идут на контакт с торговцами костями». По нашим данным, бывают уникальные случаи. Немцы своих павших воинов хоронили на кладбищах в населенных пунктах. На каждой могиле крепили крест с фамилией, сверху вешали каску. Так вот один немец, увидев на архивной фотографии одного из таких кладбищ фамилию своего родственника тут же оплатил расходы по поиску костей своего предка (опознавательные кресты и именные таблички местные жители давно растащили), а заодно и раскопки еще 100 «погибших соседей».
Немецкими штыками режут свинейВоенные раритеты утекают не только в частные коллекции (зачастую иностранные), но и покупаются соотечественниками. Среди местных мясников ценятся немецкие штыки, которыми свиней хорошо резать. Из раритетных пулеметов, автоматов и пистолетов стрелять опасно. Вот и продают «огнестрелку» охотникам, которые на гладкоствольные ружья нарезают боевой ствол... Дабы раздобыть порох или тротил умельцы раскурочивают боевые снаряды, гранаты и мины…
Евгений: Полный бред.
Активность «черных следопытов» распространилась практически на всю Украину.
Наши собеседники говорят, что «организованные группировки «черных следопытов» под надежной крышей». Иначе как объяснить, что гробокопатели почти всегда безнаказанно разрывают могилы и «своими» находками открыто торгуют на черных рынках? На вопрос: «Кто за ними стоит?» они либо отмалчиваются, либо загадочно отвечают: «Мародеров крышует не последняя спица в колесе».
Вместе с тем, согласно Уголовному кодексу, «черным копателям» грозит срок до пяти лет лишения свободы. Но обычно поисковики натыкаются лишь на следы деятельности свинарей, о чем в последнее время даже не сообщают правоохранителям. «Факты вандализма мы фиксируем в своих документах, однако вызывать милицию нет смысла, ведь практически ничего не доказать», - считают они.
Недавно сотрудники Амвросиевского райотдела в отношении «черного следопыта» возбудили уголовное дело по ч.1 ст.263 УК Украины. По данным следствия, следопыт-любитель с помощью самостоятельно сделанного миноискателя находил металлические предметы и раскапывал их. Каких только трофеев у него не оказалось в сарае и мини-мастерской: немецкие саперная лопатка, плита от миномета, пулеметная лента, парашютные стропы, каски, бляхи и др. На сегодняшний день «черный следопыт» отпущен под залог.
Евгений: за сапёрную лопату, плиту, ленту и бляхи под залог - бред! Вот если есть наличие двух боевых патронов то возможна статья - это факт! Но они ещё должны быть рабочими!
К сведению: поисковики из общественных организаций, которые «роют землю», автоматически приравниваются к «черным копателям». Общественникам разрешено заниматься только поисково-научной работой: опрашивать бабушек и дедушек, фотографировать местность, искать списки погибших…
Кто-то мудро заметил: солдатские могилы – это великие проповедники мира. Глядя на могилы, мы всегда думаем о мире, и проклинаем войну! Как только «черный следопыт» присвоил «смертник» - металлическую капсулу с информацией о погибшем (до 1942 года у советских солдат не было красноармейских книжек), то тут же мы навсегда потеряли память об этом человеке…