От пирамид до курганов
(Начало в газетах «Выбор», № 1, 2, 3, 4)
После ликвидации Запорожской Сечи начался процесс заселения и хозяйственного освоения причерноморских степей, который продолжался до середины XIX века. Процесс этот сопровождался культурным освоением большого количества степи, распашке подверглись и курганы. Большинство из каменных баб, которые стояли на курганах, были свезены со своих мест в села и поставлены у домов, некоторые из них были разбиты и употреблены как строительный материал.
Одним из первых ученых, кто обратил внимание на курганы Приазовья был И. А. Стемпковский. Состоя в должности градоначальника Керчи Еникале, он неоднократно быал в наших краях и оставил сведения о жизни ногайских племен. В 1820 году Стемпковский зарисовал каменную бабу больших размеров в селе Конские Раздоры.
В 1827 году Стемпковский подал Новороссийскому губернатору М. Воронцову записку «Мысли относительно изыскания древностей в Новороссийском крае», которая была напечатана в том же году в «Отечественных записках». В этой записке Иван Алексеевич говорил о том, что нужно сберечь для потомков античные памятники Крыма — особенно Керчи и Таманского полуострова. Упомянул он и а курганах «по северным берегам Азовского моря рассеянных, и на вершинах коих обыкновенно находят грубые человеческие изображения, из камня изсеченные».
Стемпковский предложил создать общество, которое занималось бы охраной и исследованием памятников археологии на юге России (такое общество было создано в 1839 году и называлось «Одесское общество истории и древностей»)
Широкомасштабные археологические исследования в Крыму и на Тамани начались не после этого письма Стемпковского, а три года спустя. Для строительства домов в Керчи требовался камень, который добывали в 6 километрах от города из холма Куль-Оба. Археологическим смотрителем этих работ Стемпковский назначил Поля дю Брюкса. Последний и обратил внимание на то, что Куль-Оба не простой холм, а сложенный из камня курган. Под насыпью вскоре обнаружилась выложенная из каменных плит гробница. О том, что было дальше, читатель сможет узнать из любой популярной и научной книги по скифской археологии — мы скажем лишь, что всемирно известные золотые вещи из этого кургана дали толчок «золотой лихорадке» в Крыму. Мы привели этот пример для того, чтобы читатель был в курсе событий того времени. Упомянутый факт интересен еще и тем, что через 20 лет «Куль-Обский» вариант будет повторен в наших краях, когда опять потребовался строительный камень.
Итак, в первой половине века все взоры ученых и людей, далеких от науки, были устремлены на курганы Крыма. Первые же шаги по исследованию курганов в наших краях сделаны выходцами из Германии — Кеппеном и Корнисом.
Отец Петра Ивановича Керпена был выходцем из Германии. Сам Кеппен родился в России и, после окончания харьковского университета работал на различных должностях в государственных учреждениях. С 1829 года работал в Крыму главным инспектором по шелководству, объездил местность между Днестром и Волгой. В 1837 году проводил ревизию государственных имуществ Таврической губернии. Таким образом, наши края были хорошо известны Кеппену.
В 1837 году в нескольких номерах «Северной пчелы» он напечатал их на основе письменных источников и личных наблюдений. В этом списке упомянуты и курганы нашего края. После этой публикации академик Кеппен продолжал собирать сведения о курганах Запорожья, но опубликованы они были после его смерти — в 1908 году в «Известиях Таврической ученой архивной комиссии». Из этого дополнительного списка мы узнаем, что Кеппену были хорошо известны Корсак-Могила, Куляб-Могила, Токмак-Могила, Бесташ, многие курганы без названий и с менее громкими названиями.
Особый интерес представляет его описание Каменной Могилы у Мелитополя. Об этом интереснейшем памятнике археологии, привлекшим позднее внимание многих советских ученых, Кеппен писал: «В одном месте был вход к пещере, в ней один из моих проводников видел на стенах надписи, из коих одна была длиною в аршин или более, составляя одну строку, в других местах были изсечены отдельные слова». Но, к сожалению, русские ученые не обратили внимания на феномен под Мелитополем.
Кеппен предлагал раскопать несколько курганов около Токмака в Мелитопольском уезде, чтобы проверить гипотезу графа Потоцкого о расположении области Геррос возле речки Токмак. Сам Кеппен раскопок в нашем крае не производил, но способствовал организации и финансированию первых археологических раскопок в Запорожье.
Первым, кто начал исследовать курганы в нашем крае с научной целью, был самый известный в то время человек в наших краях — менонит Иоган Коринс. Семья немецких переселенцев Корнисов поселилась в наших краях в 1804 году. Сначала Корнисы жили в Хортицком округе, а в 1806 году переехали в Мелитопольский округ — на речку Молочную. Будущий миллионер Иоан Корнис начинал рабочим на мельнице, скопил денег и купил лошадей и повозку. Свой «бизнес» он начал с перевозок грузов в Крым. Заработанные на извозе деньги шли на покупку и аренду земли и овец. Вскоре он женился и основал свой хутор — Юшанлы. Затем предприимчивый переселенец занялся разведением лошадей, овец-мериносов, что принесло ему основной капитал. Корнис известен тем, что заботился не только об увеличении своего солидного состояния, но был человеком, который первым в наших краях занялся разведением лесов и садов, табака.
Заинтересовали этого неординарного человека и курганы, которыми были буквально усеяны берега Молочоной. Первые раскопки курганов он начал производить за свой счет в 1839 году недалеко от реки Молочной. О начинании стало известно П. И. Кеппену, который доложил об этом на одном из заседаний Российской Академии наук. По его предложению академия выделила определенную сумму денег для продолжения работ, Корнис продолжил работы, и в течение трех лет — с 1842 по 1844 годы — раскопал 13 курганов недалеко от устья Молочной. Отчеты о своих исследованиях он передал Кеппену, который опубликовал их на немецком языке в историко-философском бюллетене Академии наук.
Сергей ШЕВЧУК.
Фото Анатолия БУКРЕЕВА.
(Продолжение следует).
Газета «Выбор», №5 1992год