Форум Кладоискатель. Металлоискатель форум.

Интересное в истории родного края.

Козак · 29 · 21210

Оффлайн Козак

  • Мудрец
  • *****
  • Козак без веры не Козак
 :) Вот история о танковом бое на Кировоградщине,с трагическими последствеями.Конев и штаб фронта допустили ошибку и "нахрапом"взять у немцев Кировоград не удалось.Естественно и доложить Сталину и ставке ВГК было нечего,и этот эпизод войны скрыли и назвали боем местного значения,но людей и технику не вернуть и освобождение данных районов произошло аж через 5 месяцев сильных боев. ???Стоило-ли губить людей и технику из-за рапорта в ставку Сталину.?Вот пример цены человеческой жизни на войне.В нете читал инфо о освобождении района-есть большие нестыковки о датах боев и датах освобождения сел и участия воинских частей в освобождении населенных пунктов   :( .Забытый танковый рейд. Еще одно свидетельство…
30.09.2010  |  

В конце октября 1943 года на территории Кировоградской области – в районе сел Вершино-Каменка, Павловка, Митрофановка и станции Шаровка – было уничтожено подразделение бронетанковых войск Красной Армии. Советские военные историки предпочли умолчать это событие. И у них это прекрасно получилось. До наших дней дошли лишь небольшие фрагменты информации о неудачном танковом рейде октября 1943 года. В основном это воспоминания участников тех событий, которые своими рассказами помогли по крупицам восстановить вырванные из книги Великой Отечественной войны страницы истории.

Сегодня «УЦ» предлагает вашему вниманию рассказ одного из очевидцев Николая Филипповича Микуленко.

Забегая наперед, сделаем небольшую, но весьма существенную ремарку. В описании некоторых моментов (как-то: количество советских танков, степень обеспеченности техники горючим и боеприпасами) Николай Микуленко расходится во взглядах с Василием Шевченко из Шаровки и Василием Ткаченко из Кировограда, чьи воспоминания ранее печатал наш еженедельник. И, наверное, в этом нет ничего странного. Сколько людей – столько мнений, столько и отпечатков памяти. Обязанность же газеты – познакомить читателей с разными точками зрения на одно и то же событие.

Итак, вот что пишет Николай Микуленко:

«Прочитав в “УЦ” вторую публикацию “Забытый танковый рейд”, решил поделиться тем, что видел и помню о событиях в районе железнодорожной станции Шаровка, датированные осенью 1943 года.

В ту пору мне было 14 лет, и жил я в рабочем поселке Александро-Пащенково, расположенном в балке на берегу большого пруда, недалеко от станции Шаровка. В народе поселок больше знали и называли Гаврахово, наверное, от изобилия сусликов. В 250-300 метрах от станции, между Шаровкой и нашим поселком, по косогору километра на три раскинулись лиственные леса.

В один из дней второй половины октября мы с другом, ныне покойным Федей Федорченко, находились вблизи погрузо-разгрузочной рампы станции Шаровка и наблюдали, как немцы разгружали военную технику: автомашины и пушки. Под разгрузку подали состав из двенадцати железнодорожных платформ. Успели разгрузить четыре платформы, как вдруг раздались выстрелы, свист и разрывы снарядов. (Правда, снаряды рвались метров за триста от рампы, как говорят артиллеристы, – перелет.) Немцы запаниковали, прекратили разгрузку, паровоз с составом двинулся в сторону станции Медерово. Военного гарнизона, кроме четырех немцев комендатуры, которые уехали на сбежавшем эшелоне, в Шаровке не было. Минут через 25-30 на станции появились три танка с автоматчиками на броне. Мы с другом побежали в поселок сообщить о том, что пришли наши солдаты. Потом со стороны станции доносился лязг гусениц и гул двигателей танков. Ближе к вечеру в поселок заехали две танкетки, бронетранспортер, автобус и автомашина-радиостанция. Позже подъехал “Виллис” с 45-мм пушкой на сцепке. Автобус остановился напротив нашей хаты. Из него вышли четыре офицера-танкиста: майор, два капитана и старший лейтенант. Наша хата была четвертой от дороги и имела два отдельных входа. Майор сказал, что это очень удобно и что в одной половине хаты разместится штаб. Когда в поселок зашли солдаты-автоматчики, первым делом они окопались на ближайшей возвышенности.

У танкистов было вдоволь консервов или, как говорил старший лейтенант, “второго фронта”, но они с удовольствием приняли предложение поужинать с нами, поесть домашней пищи. Последующие дни они тоже ели с нами за одним столом. Во время ужина я приставал к солдатам с расспросами. С их слов я узнал, что они из танкового подразделения 5-го механизированного танкового корпуса 5-й танковой армии. Командир этого подразделения полковник то ли Павлов, то ли Попов, сейчас точно не помню. Я узнал, что у танков на исходе горючее, а горючее, которое есть на нефтебазе, для двигателей наших танков не подходит (на Т-34 стояли дизельные силовые агрегаты, тогда как немецкая бронетехника заправлялась преимущественно бензином. – Авт.), что боезапас израсходован, в танках осталось максимум по три снаряда. Подвоза ни того ни другого не было, из тыла прорвались лишь две автомашины ГАЗ-АА, но оказалось, что они загружены минами к минометам, которых на вооружении подразделения не было. Танки разместились, замаскировались в первом и втором лесах. На следующий день солдаты пытались захватить, а затем удерживать дорогу Аджамка – Новая Прага. Два дня атаковали немецкие позиции, но без огневой артиллерийской поддержки атаки особого успеха не имели. Закрепиться не смогли, но одного немца взяли в плен.

На третий день после обеда я был свидетелем доклада плачущей медсестры, которая рассказывала, как наши войска атаковали позиции немцев и как она после того, как убило командира роты, поднимала солдат в атаку. В поселок вернулось не больше шестидесяти человек автоматчиков, тут же занявших ранее вырытые окопы. На четвертый день, еще до рассвета, полковник на “Виллисе” в сопровождении трех Т-34 выехал (или, как выразился майор: “Сбежал, сволочь”) в штаб корпуса в Ново-Стародуб решать вопросы доставки горючего и боезапаса. Во время завтрака обсуждали обстановку, и майор говорит мне: “Ну, Николашка, сегодня у нас будет жаркий день, так что полезай в свой окоп”. (Я на случай бомбежек станции вырыл под вишней вместительный, человека на три, окоп.)

И действительно, часов в 9 утра в небе над станцией появилась группа немецких самолетов. Они зашли со стороны солнца. Сначала облетели Шаровку, выискивали цели, а затем началась бомбежка. У танкистов, вероятно, не выдержали нервы, и они вывели танки из леса и пытались куда-то ехать. У танкистов средств борьбы с самолетами не было, наших самолетов для прикрытия тоже не было. Вышедшие из укрытия танки стали отличной целью. Устроив “карусель”, немецкие летчики начали охоту, именно охоту в полном смысле этого слова, на танки. Они сначала целили в гусеницы, а затем добивали обездвиженные танки из пушек или мелкими бомбами. Одна группа самолетов, отработав территорию, улетала, прибывала вторая группа и продолжала расстреливать танкистов. Этот кошмар длился часа четыре. Отдельные летчики “Мессеров” охотились на солдат.

На моих глазах погиб начальник штаба. Выйдя из хаты, он хотел добраться до радиостанции, находившейся на берегу пруда, между вербами, метрах в 250 от нашей хаты. Начальник штаба успел пробежать метров двадцать пять, а потом взрывом снаряда ему оторвало голову. Второй ”Мессер” гонялся за сержантом, вооруженным ручным пулеметом. При приближении самолета солдат падал на спину и стрелял по врагам. Когда сержант забежал в наш двор, я его окликнул, и он залез в мой окоп.

После того как самолеты ушли, со стороны Медерово появились немецкие танки, много танков, и бронетранспортеры с пехотой. Вражеские танки с расстояния 400-500 метров добивали те танки, которые еще не горели после налета авиации. Сопротивления никакого не было, немецкие солдаты даже не вылезали из бронетранспортеров. Танковым снарядом подожгли бронетехнику, стоявшую между нашей и соседской хатой. Огонь с бронетранспортера перекинулся на крыши нашей и соседской хат. Соседская сгорела дотла: остались печь да стены, а свою мы успели спасти – лопатами сбрасывали с перекрытия догорающий камыш. Вечером два офицера-танкиста начали собирать уцелевших солдат-автоматчиков. Часть их была в окопах, часть пряталась от самолетов в сараях, в садах и даже в камышах. Собрали не более 30 человек. С наступлением темноты ушли…

Через день мы с Федей пошли смотреть окопы. В окопах и около окопов обнаружили 11 убитых солдат. Документов и медальонов у них не было. Мы их уложили в окопы, накрыли плащ-палатками и засыпали землей. Потом всех их перезахоронили в братской могиле. После этого мы три дня подряд обходили территорию, где стояли подбитые, сгоревшие танки. В районе четвертого леска нашли два Т-34, в которых сгорели танкисты. Сколько человек сгорело, сказать не могу, так как из-за сильного запаха паленого мяса мы в танки не залезали.

Всего на территории станции Шаровка мы насчитали тринадцать подбитых танков Т-34, одну САУ-122, две грузовые машины ГАЗ-АА. Так что разговоры о потере 49 танков – выдумка. В качестве трофеев немцам достались две танкетки английского или американского производства, с них мы сняли два крупнокалиберных пулемета, которые потом отдали двум мужчинам, приехавшим на телеге и назвавшимся партизанами из Знаменского леса. Они попросили собрать для них оружие и боеприпасы. Мы подготовили один ручной пулемет, цинковку патронов к нему, десятка два гранат-“лимонок”. Но партизаны больше не приезжали. Пулемет мы отдали нашим солдатам, когда те пришли в Шаровку во второй раз. А гранаты использовали сами – глушили рыбу в пруду. Кроме танкеток, немцы забрали автобус и радиостанцию на автомашине “Студебеккер”, а также сгоревший бронетранспортер.

Теперь о Павловке, изобилии горючего, снарядов к танковым пушкам, о выгоревшем селе и 50-ти или более подбитых наших танках. Если бы в Павловке было горючее, то офицеры штаба танкового подразделения в Шаровке знали бы об этом наверняка. От Павловки до Шаровки расстояние – пять километров. В Павловке жили мои родичи, там были мои сверстники, с которыми мы вместе ходили в одну школу в Шаровском свеклосовхозе. Они мне не говорили о том, что у них выгорело село и сожжено 50 танков. Если бы это было, то они бы мне обязательно рассказали. В самой Павловке следов бомбежек не было, горевших танков тоже не было. О потерях танков в радиусе три километра от станции Шаровка я могу говорить точно, так как каждую из машин, за исключением засевшей в низине, посетил не менее трех раз. В 1945-46 годах я сдавал цветной металлолом – свинец от сгоревших аккумуляторов, потом олово от радиаторов, затем и сами латунные радиаторы. Потом дело дошло до алюминиевых сплавов деталей и блоков двигателей. Всего было заготовлено 1740 кг цветного металла.

(Николай Микуленко рассказал корреспонденту “УЦ”, зачем ему понадобилось собирать цветмет. Он хотел после седьмого класса школы поступать в техникум, но отец настаивал, чтобы парень продолжил ходить в школу, а по окончании учебы остался работать в совхозе. Николай решил сделать по-своему. Сдавал в пункты вторсырья металлолом, а на вырученные деньги купил билет, уехал в Кировоград и поступил в техникум сельскохозяйственно го машиностроения. – Авт.)

Второй раз наши войска зашли в поселок и на станцию Шаровка через месяц после октябрьских событий. В поселке в соседнем дворе расположился медсанбат – три брезентовые 50-местные палатки. Каждое утро три санитара отвозили на телеге пять-семь умерших солдат и складывали в братскую могилу. В нашей хате вновь разместилось начальство (капитан по фамилии Туз). Во дворе сделали огромнейший артиллерийский склад, где хранились в основном реактивные снаряды к “Катюшам”, внешне похожие на кислородные баллоны. На станции была военная комендатура с комендантским взводом. Что-то наподобие заградотряда. К нам – подросткам – на станции относились хуже, чем к немцам. Наверное, видели в нас врагов, ведь мы больше года жили на оккупированной немцами территории. Так что до Дня Победы станцию мы почти не посещали.

Между первым и вторым появлением наших войск в Шаровке произошло событие – крушение на железной дороге. Немцы отступали и вывозили тыловые части. Очень спешили и пускали военные составы “вслед” – это когда поезда отправляются и движутся один за другим с интервалом в полчаса, не ожидая прибытия на станцию назначения ранее отправленного эшелона. Это было уже в ноябре. В один из осенних туманных дней, даты не помню, часов в пять утра, раздался страшный грохот, а через некоторое время – людские крики. Перед обедом мы с другом побежали посмотреть, что же там произошло.

Метрах в сорока от железнодорожных путей нас остановили солдаты оцепления. Но разрешили наблюдать из лесопосадки. По национальности солдаты охраны были азербайджанцы, расквартированы они были в поселке, и мы многих знали. То, что мы увидели, было ужасно. Паровоз лежал на боку влево по ходу поезда, вагоны свалились под откос с высоты три-четыре метра справа по ходу поезда. Часть вагонов “влезли” один на другой. В этом сплетении металла и досок находились люди. Разборкой занималась специальная команда немецких солдат, они вытаскивали из завалов раненых и отправляли на станцию Шаровка. Мертвых хоронили в вырытые около лесополосы большие ямы. Уложили в ямы человек шестьдесят, засыпали землей и разровняли грунт на уровне земли. Похоронили отдельно какого-то офицера в коричневом костюме со свастикой на левом рукаве.

По рассказу солдат-азербайджанцев, произошло следующее: воинский состав остановился у закрытого семафора. Состав, вышедший “вслед” со станции Куцовка, вела паровозная бригада украинцев в составе машиниста, помощника машиниста и кочегара. Для надзора за ними в кабине паровоза находился вооруженный немецкий солдат. Бригада оглушила немца-охранника, открыла максимальную подачу пара в цилиндры, разогнала состав, а затем, прихватив автомат немца, выскочила на ходу из паровоза. Поезд врезался в хвостовой вагон впереди стоявшего состава и свалился под откос. Часть вагонов полезли друг на друга, часть свалилась под откос. Бригаду немцы не нашли. Последствия аварии устранили через пять суток. Вагоны долгое время служили источником досок, металла. Даже в 1948 году слесаря совхоза снимали с вагонов болты и гайки для ремонта сеялок. Может, кто-то из паровозной бригады еще живой и поделится своими воспоминаниями, расскажет о людях, совершивших этот подвиг? Я говорю подвиг, потому что они рисковали своей жизнью.

Я пытался найти какие-нибудь упоминания об октябрьских событиях 1943 года в районе станции Шаровка. Перечитал много мемуаров. Но ничего нигде не сообщалось. В одной из книг, уже не помню какой, нашел коротенькое сообщение: в направлении села Новая Прага шли бои местного значения. Вот и все.

С уважением, Микуленко Николай Филиппович».

Это сообщение в редакцию «УЦ» пришло по электронной почте от Николая Логвина из Александрии.

«Я и мои родители родились в селе Митрофановка. Моему отцу 90 лет, инвалид ВОВ, война его застала на срочной службе в г.Лида, Беларусь. Моя мама, бабушка и многие односельчане рассказывали о событиях, которые описаны в статье “Забытый танковый рейд”. Танки прорвались к Митрофановке, но там были жестоко разбиты. Объездчик Борис Микитюк, проезжая очередной раз по полям, услышал русскую речь с просьбой о помощи, которая исходила со стороны скирды. Подойдя поближе, он увидел двух обгоревших танкистов, которые прятались в скирде. Борис Микитюк попросил их продержаться до вечера, а когда стемнело, переправил их в село Митрофановка и разместил танкистов в подвале. В селе ещё действовала немецкая власть, но уже наши войска были на подходе. Не дождавшись полного освобождения села, объездчик пригласил танкистов в хату, где они поужинали. В это время кто-то сообщил немцам, те приехали, арестовали всех троих и на второй день расстреляли за селом. Эту историю я сам лично слышал от жены Бориса Микитюка Федоры. После гибели мужа она прожила сама до глубокой старости…»

“Правдоруб”,
 “Украина-Центр”,
 Подборку подготовил Александр Виноградов, «УЦ»


Форум Кладоискатель. Металлоискатель форум.

Re: Интересное в истории родного края.
« Ответ #8 : 02 Марта 2012, 11:29:11 »

Оффлайн Hanter

  • Постоялец
  • *
Я узнал, что у танков на исходе горючее, а горючее, которое есть на нефтебазе, для двигателей наших танков не подходит (на Т-34 стояли дизельные силовые агрегаты, тогда как немецкая бронетехника заправлялась преимущественно бензином. – Авт.), что боезапас израсходован, в танках осталось максимум по три снаряда. Подвоза ни того ни другого не было, из тыла прорвались лишь две автомашины ГАЗ-АА, но оказалось, что они загружены минами к минометам, которых на вооружении подразделения не было.


Такие воспоминания поучительные в том плане,что показывают реальную суть той военной обстановки,которая была в то время,а не тот советский,коммунистический дурман,который нам впихивали в головы.Хоть я сам признаю,что свято верил в то,что немцы идиоты,что один наш боец запросто ложил роту немцев,а один наш танк или артустановка уничтожали чуть не корпус немецких танков.
Мой взгляд на все то,чему я начитался,наслушался от этой пропоганды резко изменился благодаря одному случайному знакомству с одним ветераном ВВ.
Это был 84-85 год,я лежал в больнице в Кировограде и познакомился с этим человеком-бывшим танкистом,он был с Новоукраинки,я родом почти рядом и как-то вышло так,что мы с ним если можна так сказать подружились,хоть какая может быть дружба между пацаном 14 летним и ветераном в возрасте.Долгими,летними вечерами мы с ним седели во дворе больницы,коротали время в домино(он меня кстати и научил),но так научил,что через пару недель нам уже равных не было в "козла".
Но бывали такие моменты,что мы сидели вдвоем и я его расспрашивал о войне,рассуждал я на свой толк(с книжек),а он только сидел и усмехался.Но как- то однажды то ли я его достал своими"познаниями",то ли он подвыпил-но он мне резанул всю правду о войне,о том что он пережил(сам  он был без ступни-танк наскочил на мину),о том как воевали,о том как ходили в атаку.
Хотите узнать мое мнение-ШОК.ШОК.ШОК.Скажу честно-я тогда ему поверил,но не очень.Мои малолетние мозги не могли переварить то,что я услышал за эти пару часов,все перевернулось с ног на голову.
Уже сейчас,когда читаешь документальные хроники,воспоминания участников войны-я понял что этот ветеран-танкист был со мной честен и все его рассказы были чистой правдой.Нету уже его в живых,как и многих таких как он.
Земля им всем пухом.Вечная память.


Оффлайн Козак

  • Мудрец
  • *****
  • Козак без веры не Козак
 :)Совершенно с Вами согласен во всем написаном,и то что только человек прошедший, все то, мог сказать правду,потому он видел все своими глазами.А это написаное только третья часть,две не могу найти,но они есть в газете Украина-Центр за 2010год.Там такое, что я читал и не мог поверить, что такое было, тогда в 1943году уже здесь, на Украине, за Днепром после Курской дуги и Сталинграда.А нас учили совсем другому,и история войны была совсем другой в 1943 году по советской истории.Просто ужас как нас дурили,и все-таки хорошо что мы узнаем потихоньку горькую правду.


Оффлайн Hanter

  • Постоялец
  • *
:)Совершенно с Вами согласен во всем написаном,и то что только человек прошедший, все то, мог сказать правду,потому он видел все своими глазами.А это написаное только третья часть,две не могу найти,но они есть в газете Украина-Центр за 2010год.Там такое, что я читал и не мог поверить, что такое было, тогда в 1943году уже здесь, на Украине, за Днепром после Курской дуги и Сталинграда.А нас учили совсем другому,и история войны была совсем другой в 1943 году по советской истории.Просто ужас как нас дурили,и все-таки хорошо что мы узнаем потихоньку горькую правду.

Узнает правду тот,кто хочет узнать,хоть многие мои сверсники и не знают обо всем этом и не хотят знать,а что говорить про молдежь...
Мы с Вами наверное последние из могикан,кому это интересно.


Оффлайн Козак

  • Мудрец
  • *****
  • Козак без веры не Козак
 :) Ну не знать что такое СС-просто ужас и к истории и к войне и к стране и наконец к народу.


Оффлайн Lada

  • Пользователь
  • *
Спасибо, тема действительно интересная! Люблю и интересуюсь историей Кировоградчины. Летом обнаружила старое кладбище просто в поле на холме. В ближайшем селе, где как раз дача у меня, разговорилась с бабушкой. Она рассказала много интересных фактов, название того исчезнувшего села, причину, по которой оно исчезло. Там черепки посуды повсюду, но ценных находок не нашла:(..Бубушка та умерла спустя пару месяцев, жаль, мне нравилось общение с ней, а ей было приятно внимание и интерес к ее жизни. Село ни на одной старой карте я так и не нашла, думаю, оно было просто хутором, да еще и бедным. Надежда всегда есть, впереди новый сезон, желаю всем успехов в поиске!  :)


Оффлайн Козак

  • Мудрец
  • *****
  • Козак без веры не Козак
 :) Ну с селами у нас большая проблема,хуторов вообще нет,да еще богатых.Картина и для страны с большими проблемами совсем не приглядная, просто плохо жить в эпоху таких длинных потрясений.


Оффлайн Козак

  • Мудрец
  • *****
  • Козак без веры не Козак
 :)Забытый танковый рейд
 02 липня 2010 11:13

4

В октябре 1943 года кировоградец Николай Камянченко стал свидетелем бойни, учиненной немецкой авиацией советским танкистам. Вражеские самолеты, как на учебном полигоне, разбомбили десятки советских танков, обездвиженные отсутствием горючего и лишенные возможности скрыться от немецких бомб. Николаю тогда было семь лет, и жил он в селе Вершино-Каменка Новгородковского района Кировоградской области. Трагические события происходили в округе ныне не существующего села Павловка, располагавшегося между селами Митрофановка и Вершино-Каменка и удаленного от последнего всего на четыре километра.

«Уже много лет я ищу хоть какую-то информацию о забытом танковом рейде, - пишет в редакцию “УЦ” Николай Камянченко. - Убежден, только ваша газета в состоянии установить судьбу этого рейда и заполнить белое пятно в истории нашей области периода ВОВ».

Описанные в письме нашего читателя события носят трагический оттенок. Одно из танковых подразделений советских войск было беспощадным образом уничтожено противником. Погибли десятки (если не сотни) людей, уничтожено множество единиц бронетехники. Неудивительно, что в архивных источниках об этом негативном, с точки зрения советской военной цензуры, моменте не написано ни строчки. По крайней мере, краеведу Василию Даценко, к которому мы обратились за помощью, пока не удалось найти какие-либо официальные сведения о той бойне. Зато штатный историк поискового отряда «Память» Сергей Зарицкий помог разыскать очевидца событий 67-летней давности и выйти с ним на контакт...

По мнению Сергея Зарицкого, те события имеют отношение к 5-й гвардейской танковой армии генерал-лейтенанта танковых войск Павла Ротмистрова, участвовавшей в боях за освобождение Кировоградщины. Этот полководец часто применял тактику лихих наскоков по тылам врага, сея панику в рядах противника. Николай Камянченко в своем письме упоминает, что гибель танкового рейда он наблюдал в конце октября 1943 года. Похоже, что описанные события произошли в момент проведения Пятихатской наступательной операции в общем (15 октября - 23 ноября) и неудачного первого наступления на Кривой Рог в частности.

19 октября 5-я гвардейская танковая армия Ротмистрова освободила железнодорожный узел Пятихатки. Еще через четыре дня армия основными своими силами вышла к Кривому Рогу, а частью сил - в район Митрофановки Новгородковского района. Забытый танковый рейд мог быть проведен после 21 октября - после освобождения от фашистов Петрово. Тогда советским танкистам приходилось в день преодолевать с боями расстояние в 30-50 километров. Тылы часто не успевали за передовыми подразделениями, соответственно, танкам не хватало горючего. С большой долей вероятности можно предположить, что возвращавшаяся из вражеского тыла танковая группа прорывалась к Шаровке - крупному железнодорожному узлу. Там находилась нефтебаза, и наши танкисты рассчитывали заполнить пустеющие баки трофейным топливом. Очевидно, склады нефтебазы, пребывавшей под контролем немцев, оказались пустыми. И тогда техника без горючего стала легкой добычей для вражеской авиации, тут же налетевшей со стороны Кировограда. Скорее всего, танки, уничтоженные в окрестностях Павловки и Вершино-Каменки, были частью группы, прорывавшейся к Шаровке, которая находится от этих сел на расстоянии всего 7-8 км.

Пенсионер из Шаровки Василий Алексеевич Шевченко осенью 1943 года жил в землянке недалеко от железнодорожного перегона. Десятилетний мальчик стал невольным свидетелем тех трагических событий.

- Тогда в Шаровке еще не было жилых домов, - вспоминает Василий Алексеевич, - только казармы, казенные дома охраны станции и нефтебазы, здание машинно-тракторной станции. Наши танки прорвались к складам на рассвете, но оказалось, что тут совсем не было горючего. Часов в десять утра, когда немного развиднелось и туман начал рассеиваться, налетели первые «мессеры». Самолеты заходили группами по девять штук и бомбили беспрерывно, так сильно, что куски брони летели во все стороны. Одна «девятка» израсходует боекомплект, уходит на аэродром, а ей на смену прилетает другая группа. Наши танки горели - дымище стоял такой, пусть Бог милует! На технику обрушился целый град бомб, а потом самолеты гонялись за танкистами и расстреливали их из пулеметов. Убежать не было никакой возможности. Кое-кто из танкистов пытался отстреливаться. Я помню, как одна машина заехала на курган (чтобы увеличить угол подъема орудия башни. - Авт.), и экипаж успел несколько раз выстрелить по самолетам.

По разговорам, тогда в Шаровку шло где-то 150 танков. Спаслось только три. После бомбежки танкисты слили горючее в уцелевшие машины и затем ушли в сторону Кременчуга. Погибших танкистов свезли в Шаровку и похоронили в братской могиле. Когда в 1970-х годах в поле за селом рыли траншею, то наткнулись на останки одного лейтенанта. Его тоже похоронили в братской могиле (не исключено, что в тех краях в земле до сих пор остаются лежать погибшие в октябре 1943 года танкисты. - Авт.).

После освобождения железнодорожного перегона обломки танков стянули в Шаровку (после войны порезали на металлолом), а те машины, которые еще можно было отремонтировать, погрузили на платформу и отправили куда-то на завод. Но до сих пор в Шаровке и ее окрестностях то там, то здесь можно найти куски старого, проржавевшего металла - следы разбомбленного немцами затерявшегося в истории танкового рейда...

 Александр Виноградов, "Украина-Центр" :) Вот вторая статья о танковом бое между селами Вершино-Каменка и ст.Шаровка в 1943 году.