Богородицкая крепость (в XVIIIв. Усть-Самарский ретраншемент)
География
Правый берег реки Самары, окраина Днепропетровска, пос. Шевченко.
Историческая справка
В.А. Векленко, В.Н. Шалобудов
"Як вступив Мазепа в Правління Гетьманське, найпершою його справою було провести надійні приготування до походу на Крим. І для того через увесь 1688 рік декілька тисяч Малоросійських лопатників будували місто Самар у гирлі Самари, назване опісля Богородичною кріпостю, де влаштовано великий магазин і наповнено його численним провіантом та всякими запасами."
Целые поколения историков размещали старинный запорожский город Самару (Старую Самару) и все сопутствующие ей сооружения на территории современного г. Новомосковска Днепропетровской области. Мотивировали они свои предположения тем, что там располагается деревянный Троицкий собор, а так же тем, что Новомосковск – это бывшая Новоселица, в которой находился центр Самарской паланки. Однако, согласно материалам Архива Коша Войска Запорожского низового, собор строили в Самарчике – Самари – Старом Самарчике – местечке Самар (одно и то же место называли по-разному). И «столица» Самарской паланки во второй половине XVIII века находилась в местечке Новоселица (возможно – современное с. Новоселовка Новомосковского р-на Днепропетровской обл.). Она таковою оставалась после ликвидации Запорожской Сечи, основания Екатеринослава на левом берегу Днепра, переноса города на правый берег, переименования оставшейся части в Новомосковск и передислокации этого образования на современное место. Во всяком случае, в одном из документов Полного свода законов Российской империи отмечено раздельное существование в 1787 – 1788 годах г. Новомосковска (82 души казенных поселян) и местечка Новоселицы (3663 души).
До последнего времени существовало много противоречивых и спорных предположений о месте расположения как Богородицкой крепости, так и г. Самари, так как документов XVII века почти не сохранилось, а в сообщениях первой половины XVIII столетия одно и то же место называлось: Богородицкая и Новобогородицкая крепость, Богородичное, Богородичаны, Покровское; Самарский, Старосамарский, Богородичанский, а иногда и Усть-Самарский ретраншемент.
Д.И. Яворницкий писал, что крепость была основана на русской стороне реки (Самары), поодаль от Днепра. Работы начали весной, в марте месяце, а закончили строительство в первых числах августа месяца 1688 года. Строил её «немчин» фон Зален, присланный для этой цели из Москвы, а непосредственными начальниками были: гетман Иван Мазепа, воевода Леонтий Неплюев и Григорий Косагов. Основными материалами для укрепления послужили земля и дерево: довольно глубокий и широкий ров (6 х 3 м), четырехметровый вал и частокол с 17 пушечными раскатами – позициями. Внутри прямоугольной в плане крепости была сооружена деревянная церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы, заложенная 23 апреля, по имени которой была названа крепость. Гарнизон её по штату должен был состоять из 4491 рейтар, копейщиков и солдат, но наличествовало вначале 4014 человек, не считая всякого рода чиновников. Периметр крепости составлял почти 1300 м, а площадь более 10 гектаров. Вокруг «цитадели» обустроили и укрепили валом и рвом посад периметром 3500 м (соответственно площадью не менее 76,5 га), навели мосты с надолбами и деревянными сваями, и уже в сентябре месяце того же года здесь поселили тысячу семей из разных полков Гетманщины. Таким образом, вместе с выходцами из России, численность населения крепости и посада составляла порядка 8 тысяч человек.
Вместе с тем, Феодосий (Епископ Екатеринославский Макаревский) приводит сведения об исходе запорожской старшины и зажиточных козаков из Самари после строительства там русских укреплений, обусловившим возникновение запорожских слобод Подгородней, Спасской и, возможно, Новоселицы.
Богородицкой крепости отводилась роль базы для русских армий в борьбе с Крымским ханством, инструмента влияния Москвы на присоединенную территорию и сдерживающего фактора для непредсказуемых казаков. Нельзя сказать, что казачество безропотно смирилось с обустройством на своей земле русских укреплений. До конца существования Запорожской Сечи Войско посылало просьбы и требования российским самодержцам – снести «самарские городки», но эти обращения к желаемым результатам не приводили.
В повседневной жизни того времени Богородицкая крепость служила тщательно охраняемой и оберегаемой базой. При угрозе нападения крымского хана Селим Гирея I зимой 1690 года на украинские земли, гетман Иван Мазепа собрал свои полки, спустился с ними к местечку Голтве, а отдельный корпус отправил для защиты крепости.
В начале апреля того же года на Запорожье пришла чума, длившаяся всё лето. Подавляющее большинство гарнизона Богородицкой – или погибло от поветрия (в том числе и воевода Алексей Ржевский), или разбежалось по окрестностям. Узнав об этом, гетман приказал для охраны крепости и царской казны в ней отправить 1000 казаков Полтавского полка и на смену им – столько же казаков полка Миргородского. Но казаки этих полков, не раз бывавшие в бою, не отваживались идти на верную смерть в Новобогородицк. Назревали бунты. Тогда Мазепа приказал послать за Орель самого полтавского полковника Федора Жученка. Тот подчинился воле гетмана, но вскоре доложил, что половина злосчастной крепости стала жертвой страшного пожара, и просил распоряжений о дальнейшей судьбе уцелевшего имущества. На что получил приказ охранять место от окончательного разорения врагом, а самим казакам было запрещено под страхом казни брать себе вещи, деньги или оружие умерших от болезни.
В 1691 году крепость более–менее обновили, так как 31 июля 1692 года Петрик со своими казаками и 500 татарами пытались её захватить. Казаки и татары подошли к «нижнему городу», успели поджечь две башни и несколько дворов, забрали сотню овец и несколько ульев, но в это время их обстрелял из пушек гарнизон крепости и, союзники отступили.
В промежутке времени до 1708 года Богородицкая крепость ничем особенным себя не проявила; к 1699 году в ней было налажено производство селитры (одного из компонентов пороха) и, возможно, древесного угля. Селитровары и жители посада разоряли запорожские угодья и пасеки, «обсаживали своими хуторами речку Самару» да комендант Петр Потемкин не пропускал в Самарский монастырь зодчего из Межигорской обители. В 1708 году запорожцы – булавинцы безуспешно штурмовали укрепления, на следующий год, при известии о переходе Мазепы и Запорожья на сторону шведов, Петр I писал Меньшикову: «Запорожцы, а паче дьявол кошевой, уже явные изменники стали, и зело опасно Богородицкова не для города, но для артиллерии и амуниции, которой там зело много, а людей мало; того ради потребно один конный полк … послать в оную». В том же 1709 году, во время карательной экспедиции полковника Яковлева против Войска Запорожского, крепость использовали как фильтрационный лагерь, куда сгоняли пленных жителей Нового и Старого Кодаков, сдавшихся без сопротивления российским войскам.
Наконец в 1711 году хан Девлет Гирей с ордой осадил оба самарских городка: новосергиевские жители сдались и выдали хану русский гарнизон, а Богородицкий сопротивлялся, пока татары не потеряли от бескормицы большую часть лошадей и пока не подошли значительные силы гетмана Скоропадского и генерал – майора Бутурлина. По Прутскому договору 1711 года и Константинопольском у миру 1712 Петр I обязался срыть русские крепости в этом регионе, в том числе и Богородицкую, но, как показали исследования, жизнь здесь не прекратилась.
В 30-е годы XVIII века генерал граф фон Вейсбах восстановил крепость практически в том виде, который мы можем видеть сегодня. Это – земляные укрепления, состоящие из валов и рвов, с деревянным палисадом и артиллерийскими батареями (см. план). После реконструкции периметр крепости увеличился до 1700 м. Укрепления просуществовали до конца XVIII столетия, войдя в состав Украинской линии, послужив базой русских войск в войне 1735 – 1739 гг. с Крымом. В относительно мирное время, при продвижении линии боевых действий далеко на юг, гарнизон существенно сократился до стационарной артиллерийской команды (84 мужчины и 49 женщин), 2 рот полевой команды и госпиталя. В 1777 году население Старой Самары состояло из 1040 душ.
К середине 90-х гг. того же столетия гарнизон был выведен полностью, населения осталось 170 человек, церковь обветшала. К 21 декабря 1798 года церковь разобрали и перевезли в с. Одинковку. Город и крепость прекратили свое существование.