Где прятали клады
Каждoe озеро, глубокий лесной овраг, дремучий лес, поросший мхом валуи и одиноко стоящая столетняя сосна имеют свою собственную легенду. Заброшенные торговые пути по лесным волокам и рекам, заросшие за века лесом остатки старинных городищ и безвестные могилы и курганы хранят свои тайны. По народным поверьям, чаще всего в таких местах скрыты клады.
Особенно часто легенды о кладе связаны с древними кур-гонами или городищами. В костромском селе Унорожье, например, ходит много легенд о кладах кургана Журавец. В кургане, что на Мышьем Враге у реки Костромы, по рассказам, также имеется клад. Близ села Есиплева под Кинешмой, в бывшем имении помещиков Колчаевых, существует курган, и с ним связано предание о зарытом там оружие.
В трех верстах от Уфы находится так называемое Чертово городище. Рссказывают, что некогда жили на не мкакие-то неверные люди, которым покровительствовали силы Ада. А места эти нехорошие, здесь живет сила бесовская, и оттого на городище водится множество змей. На этом городище зарыто несколько заклятых кладов. Много раз принимались их искать, и сколько народу даже разорилось от этих поисков — ничего не нашли, только кости, черепки, обломки, о которых и говорить не стоит. Рядом с городищем было несколько курганов, так кладоискатели просто срыли их — и следа от них не осталось.
Немало легенд О кладах связано с озерами и реками. Одна из них обещает клад в озере близ Парфентьева Посада на месте бывшего монастыря. В этом озере, говорят, находится бочка с золотом, затопленная монахами при нападении на монастырь разбойников. В другом озере, у деревни Ледино, под Кологрнвам, лежат бочки с золотом и драгоценностями. Их спрятал живший на горе над озером помещик, когда па него напали разбойники. В Пеузском озере, близ города Мкакрьев, также есть клад-бочка с деньгами на якоре, покрывшаяся от времени мхом. Таких рассказов о бочках и сундуках с золотом и серебром и другими драгоценностями, которые иной раз в ясный день видно па дне, существует мнолсество.
Традиционно с кладами связывают пещеры, ведь для России пещеры — довольно редкая деталь рельефа. Так, близ села Осокиио, что под Нерехтой, в горе около реки Нойги, есть пещера, в которой будто бы неизвестно кем сложена печь, и где-то здесь же, по сказанию, находится больших размеров медный кувшин с кладом.
Там, где пет других приметных мест, клады приурочивают к старым деревьям, к лесам или раздорожью. Предание о том, как «стояла когда-то старая сосна на горе и около нее был схоронен клад», существует в любой местности. Рассказывают, например, что близ реки Сендеги у деревни Семеиково (Костромская губерния) есть яма, и около нее под одной из елок зарыт клад — трехведерный горшок с деньгами. Очень часто деревья, под которыми спрятаны заговоренные клады, невозможно срубить — искры от топора летят. Впрочем, «знающим людям» и это удается: так, старую сосну, стоявшую на дороге в село Минское из Костромы в лесу Гривы, и под корнями которой точно был зарыт клад, срубил какой-то крестьянин-«ворожец». Правда, клад ему не достался: в руки кладоискателя попал только старинный пятак, который был врезан в дерево в качестве приметы.
Иногда местонахождением клада называют густой лес. В Черемисском бору на реке Ветлуге, по преданию, находится Черемисский город Рудень. Здесь сокрыт клад — 12 бочек оружия и 12 бочек золота и серебра. Сулят клады и у перекрестков дорог. Эти — самые опасные: по поверьям, именно у перекрестков дорог чаще всего обитает нечистая сила.
Все эти «приметные места» не являются лишь плодом народной фантазии. Как справедливо заметил один смоленский кладоискатель прошлого века, оставивший интересное описание своих поисков, «не следует смотреть на предания, как на чистую лооюь: в каждом предании есть доля правды». Пример тому— отысканная недавно вятским исследователем В. А. Бердииских любопытнейшая история о найденном «в приметном месте» кладе...
В Вятской губернии, в селе Лекма Слободского уезда, вблизи дороги росла огромная старая сосна. Старые легенды запрещали мужикам рубить это дерево под страхом несчастья. По преданию, возле нее в давние годы был зарыт клад, заклятый страшным заговором. Вблизи сосны даже не пахали — боялись. Лекминские крестьяне говорили: «Старики без завета в клад деньги не клали, и так сильны были прежде люди чарованием, что без дьявольского караулу кладов своих не оставляли. Ключ к этому замку тому, кто счастливым назначен. И когда придут для клада назначенные часы, тогда он сам счастливцу покажется». Рассказывали, что на клад положено заклятье: если кто до срока начнет клад искать, да ключа к завету не узнает, тот, пожалуй, и головой поплатится.
«Счастливым назначен» был шестнадцатилетний крестьянский мальчик-сирота Савватий Бердииских. В мае 1863 года они с мачехой пахали свою полоску земли близ «приметной» сосны. Тяжелая соха была подростку не по силам. При очередном повороте он, не удержав соху, свернул к сосне, задев непаханое прежде место. Соха разрезала и выкинула на поверхность клубок старой бересты. Мальчик, ничего не заметив, стоп боронить, и тут-то по пашне и рассыпались мелкие серебряные деньги... Подросток, как громом пораженный, застыл в замешательстве. Что делать? Позвать мачеху или утаить, воспользоваться самому?
Решил открыться мачехе. Цены находки оба не знали (как оказалось, клад состоял более чем из трехсот серебряных копеек XVII века, времен царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича). Продать серебро кому-либо из местных побоялись: «чтоб головы своей от воров не потерять — воровства в то лето было много». Мачеха сдуру кинулась со своим секретом к богатому родственнику в соседнюю волость, чтобы дома молва не разнеслась. Тот за сто монет дал бабе всего 2 рубля. Пораженный мизерностью суммы, мальчик рассказал все односельчанам. По селу пронеслась буря восторга: правду старики говорили, что сосна эта заветна — клад хранит. Вот и сбылось! А предреченный счастливец-то — вот он, Савватий Бердииских!
Однако, несмотря на находку, счастливым сирота себя не чувствовал. Мачеха, схоронив своих детей, перебралась на жительство в город, а Савватий остался нищим горемыкой, один с младшим братом и сестрой на руках. Тогда он пришел за советом к местному священнику и показал ему остаток клада—197монет. Тот посоветовал послать клад в Петербург, в археологическую комиссию. Так и сделали.
А в 1864 году мальчик получил из археологической комисси-и, как находчик клада, небольшое вознаграждение — с изъятием, впрочем, почтовых расходов...
Одним словом, уединенные, глухие и особо приметные места в большинстве случаев связаны с преданиями о кладах. Но как точно узнать «поклажи»? На этот случай существовали «кладовые записи» и чертежи, служившие указателями и руководством при отыскании кладов.