Дорога на Кучугуры
Иннокентий Петрович Грязнов... Я знал этого человека всего лишь в течение двух лет, двух последних лет его жизни, но как глубоки впечатления, полученные от общения с ним! Все обращаюсь к ним и обращаюсь, все черпаю и черпаю, и нет конца этому духовному колодцу. Сознаюсь, я был поражен, встретив здесь, в глубинке, высокообразованного, интеллигентного человека, услышав его несколько старомодную, что ли, но настоящую, живую русскую речь. Нетороплив, спокоен, обаятелен, а вместе с тем обстоятелен и точен. Встреча с ним — небывало щедрый подарок судьбы, и на другой такой я вряд ли осмелюсь рассчитывать. Благодаря ему, я однажды увидел совсем другую Каменку-Днепровскую. И не один я. Десяткам, сотням, тысячам, а сегодня уже можно говорить, что и десяткам тысяч людей он помог по-новому взглянуть на небольшой городок на месте бывшего Каменного Затона и открыть для себя в нем нечто совершенно неожиданное.
Иннокентий Петрович Грязнов был собирателем и хранителем бесценных реликвий Памяти. Он вернул людям имена С. А. Бирюкова и Л. Г. Лукьянова, уроженцев Великой Знаменки, — участников штурма Зимнего дворца; кому сообщил впервые, а кому просто напомнил, что предки нынешних каменцев били шляхту и турок, ходили в Крым за солью, поднимали восстание на броненосце «Потемкин», были в числе первых, кто удостоился звания Героя Социалистического Труда.
Никто его не просил, никто не заставлял — все делал сам от себя. И тут уместно вспомнить о каменских кучугурах. Мало кто знал, что погребено под этими песчаными дюнами. Зато часто находили здесь то бронзовый наконечник стрелы, то обломок амфоры, а то и золотое украшение невиданной л непонятной работы. Узенькая, еле заметная тропинка вела на Кучугуры. В 1944 году, откликаясь на зов истории, впервые ступил на нее И. П. Грязнов, чтобы за три с лишним десятилетия протоптать широкую дорогу для всех. Сквозь столетия и тысячелетия. Не назад, сквозь толщу времени, а вперед — к осмыслению, осознанию своего места на земле. И пошли за ним люди по невиданной дороге, поражаясь и преображаясь.
Иннокентий Петрович мечтал об открытии музея, и в 1963 году мечта его сбылась. В первый же день музей посетило несколько сот человек — каменцы сами удивились себе и посмотрели друг на друга как бы иными глазами. Люди узнали, что две с лишним тысячи лет тому назад здесь возник город, что стоял он на протяжении семи веков и был тот город столицей Скифии! Торговые связи вели в Ольвию и Пантикапей, в Херсонес и Танаис, в Боспор и. Керкинитиду. Один из центров античного мира и не где-то, а здесь, у бывшего Каменного Затона, на берегу седого Днепра. Остатки некогда могучего вала, окружавшего город, возвышаются и сейчас на территории В. Знаменки.
Каменцы наверняка плохо знали себя, и музей тот обратил на сей факт их внимание. Сразу же после открытия музея И. П. Грязное перестал быть его единственным радетелем. У него вдруг появилась масса спутников во время походов на Кучугуры. Ему помогали школьники и учителя, рабочие и водники. В музей и домой к Иннокентию Петровичу люди несли все, что случалось найти в огороде или на берегу искусственного моря и что не поддавалось мгновенному объяснению. Несли «к Петровичу», веря, что он и объяснит, и расскажет. В середине 60-х годов Каменка-Днепровская пережила нечто вроде бума, который, пожалуй, впервые тогда оказался бесконечно далеким как от прихотей «закупочных цен», так и от зигзагов «товарооборота», поскольку основу под собой имел сугубо духовную.
Будете в Каменке-Днепровской, при всей своей занятости, найдите время и посетите старый городской парк. Обратите внимание на домик у ограды. Хватит одного взгляда, чтобы заметить: здание состоит как бы из двух частей. Одна — кирпичная и кажется более старой, другая — блочная. Это и есть местный и, имейте в виду, единственный в республике районный историко-археологический музей. Старая часть здания — бывшая церковная сторожка. С нее, чуть ли не четверть века назад, и начался музей, остальное строилось уже без И. П. Грязнова. Реконструированный музей принял первых посетителей в канун 60-летия образования СССР и самим фактом своего обновления прибавил к облику Каменки-Днепровской еще одну неповторимую черту.
Все делалось на общественных началах. Одной из первых включилась в работу бывшая заведующая сельским клубом 3-го отделения совхоза «Каменка» В. Иванова. Назовем организации, работники которых причастны: ПМК-16 треста «Запорожводстрой», Запорожская ГРЭС, управление строительства Запорожской АЭС, совхоз «Лиманский». Методическую помощь оказывали работники областного краеведческого музея. Следуя их рекомендациям, художники Бердянского филиала Запорожского художественно - производственного комбината оформляли экспозицию. Ход работ контролировал первый секретарь районного комитета Компартии Украины А. И. Лабяк.
Новый музей строился коллективно и стал возможным в Каменке-Днепровской не только из-за обилия местного археологического материала. Однажды повернувшись лицом к Памяти, люди уже не могли пренебрегать ею. От музея, основанного И. П. Грязновым. досталось 813 экспонатов, в нынешнем же их свыше 8 тысяч, и это только в основном фонде. Факт существования музея многое открыл людям; не только что-то каждому для себя, но и что-то в себе. Рухлядью казалась прабабушкина прялка, пылившаяся на чердаке, но вот передали ее в музей, выставили для всеобщего обозрения, и совершенно преобразилась забытая вещь и что-то разбудила в душе. Несли деревянные бочки-долбленки, корыта, весы, изразцовые плитки, принесли как-то даже обломок диковинного камня. Оказалось, метеорит. Нашлись очевидцы, подтвердившие, что 7 февраля 1983 года в Каменке-Днепровской неподалеку от дома № 68 по улице Урицкого действительно упал метеорит. В другое время наверняка осколок небесного тела, да и сам факт его приземления вряд ли удостоился бы внимания каменцев, но сейчас совсем другое, дело. И как при этом не вспомнить о музее и не сказать, что «все из-за него»!..
Прежний музей ютился в одной-единственной комнатке. В нынешнем — пять залов. История края раскрывается от древнейших времен и до наших дней. На первый взгляд, все как в любом другом музее. Но присмотритесь внимательно и вы увидите, как насыщена экспозиция археологическим материалом. Местным материалом. Большинство — случайные находки. Но есть и вещи Из раскопок Запорожской экспедиции, которую в разное время возглавляли киевские археологи В. И. Бидзилля и В. В. Отрощенко. Среди находок — скифский меч-акинак, сосуды эпохи бронзы.
Пожалуй, ни в одном музее республики вам не расскажут так подробно о скифах и не покажут столько непосредственно из того, что досталось нам в наследство от них, сколько в Каменско-Днепровском историко-археологическом. Экскурсовод — Ольга Ивановна Котова. Она же, фактически, и директор музея, хранитель фондов. Кроме того, истопник, уборщица и т. д. и т. п.— должностей и обязанностей не счесть, словом, одна делает все, чтобы музей всегда готов был принять посетителей. Получилось так, что Ольга Ивановна ни разу не видела Иннокентия Петровича Грязнова, поскольку в Каменку-Днепровскую приехала сравнительно не так давно. Однако дело, начатое им, продолжает достойно. Она — увлеченный человек, а это подчас значит куда больше, нежели самый высокий уровень подготовки при холодном сердце. О. Котова создала археологический кружок, ядро которого составляют ученики восьмых-десятых классов местных школ и одной — из Энергодара. Лето дети проводят в экспедициях по родному краю, а зимой обрабатывают материал, добытый собственными руками. А еще проводят экскурсии. Самостоятельно. Берет каждый отдельную группу и ведет ее из зала в зал, сопровождая увиденное живым рассказом. И это — не забава, а настоящая работа, качество которой ребята оценивают сами. Можно даже сказать так: среди ребят ведется соревнование, кто лучше обслужит экскурсию; кто быстрее и тщательнее уберет помещение; кто больше экспонатов соберет за сезон. Победители поощряются. Прошлым летом, например, лучшие из помощников Ольги Ивановны побывали в Артеке. Ира Лукьяненко, Женя Коновалов, Саша Зайнетдинов, Слава Сидорук, Вадик Сагдиев, Виктор Ляшенко — это старшеклассники, уже ветераны кружка. А вот Галя Хрущ, Лена Мелешко, Инна Рыженко и Света Гусева — пятиклассники, они идут на смену.
Музей в Каменке-Днепровской — явление в жизни района, и какой бы статус в будущем ему ни выдали, филиала областного краеведческого или самостоятельного районного, он будет развиваться и совершенствоваться. И хорошо бы при этом но забыть окончательно того, кому музей обязан своим появлением на свет. Увы, предостережения здесь более чем уместны.
Невозможно понять, как получилось, что в музее ничто не напоминает об И. П. Грязнове. Несколько раз его имя появляется в рассказе экскурсовода — только и всего. А ведь еще три года назад собирались, якобы, создать целый уголок, посвященный жизни этого удивительного человека, ставился вопрос о присвоении музею его имени, местному скульптору А. В. Савченко даже был заказан бюст почетного гражданина Каменки-Днепровской И. П. Грязнова... Ничего не сделано.
Есть необходимость напомнить: речь не просто о том, чтобы воздать должное основателю музея. И.П. Грязнов — фигура куда более крупная. Коренной питерец, затем ленинградец, он уже в 20-е годы был широко известен в литературных кругах. Его книгами — «Долой гномов», «Искатели мозолей», «Остров голубых песцов» — зачитывались ребята довоенной поры. По мотивам одной из его повестей был снят художественный фильм «Тарко». Обстоятельства сложились так, что в конце 30-х годов И. П. Грязнов вынужден был покинуть родной город. Во время войны служил в дивизионной газете, после, поселившись в Каменке-Днепровской, возглавлял секретариат районной газеты «Знамя труда». Его хорошо знал нынешний редактор газеты В. М. Белым, так много сделавший для Иннокентия Петровича. В Каменке-Днепровской многие знали краеведа, вдоль и поперек исходившего Кучугуры, но никто и не подозревал, что он — один из основоположников детской советской литературы. До конца своих дней Иннокентий Петрович писал прекрасные стихи, рассказы, однако даже не пытался их печатать. Где рукописи? Весь архив отца забрал его сын, проживающий ныне в Днепропетровске. Другой сын, Андрей, в составе специальной экспедиции снимал в 1943 году фашистские флаги с кавказских вершин. Он один из авторов известной песни «Баксанская», которая родилась в те дни. Спустя шесть лет, Андрей погиб в горах Тянь-Шаня; на Ала-Аргинском отроге есть пик высотой свыше четырех тысяч метров, носящий его имя. А днепропетровские альпинисты ежегодно проводят соревнования на приз Андрея Грязнова.
Память жива всегда, и в том, что порой она проявляет странную тенденцию, к сокращению в размерах, виновата не сама память, а тот угол зрения, под которым люди позволяют себе смотреть на мир, полный многообразия и очарования.
К. СУШКО.
г. Каменка-Днепровская
газета «Индустриальное Запорожье» 22 июля 1986 года стр.4