Форум Кладоискатель. Металлоискатель форум.

Поиск стоянок скифов, сарматов....

Запорожець · 34 · 34147

Оффлайн Pirat

  • Пользователь
  • *
При строительстве костела был раскопан курган. Это практически в центре города. Сам видел как там работали археологи, при строительстве памятника ленину тоже была раскопана стоянка скифов.


Форум Кладоискатель. Металлоискатель форум.

Re: Поиск стоянок скифов, сарматов....
« Ответ #8 : 08 Февраля 2012, 18:10:54 »

Оффлайн Pirat

  • Пользователь
  • *
газета миг
Имя, возвращенное через века
В статье «Тече річечка невеличечка...» [«МИГ» 8.07.2010 г. и 16.07.2010 г.] нами упомянута высота «123 м» – курган у западной окраины Верхней Хортицы, с которого открывается вид на весь город. Высота кургана по топографической карте – восемь метров. Мы не называли исконного названия кургана, поскольку его имени никто в последние сто и больше лет не знал. Иначе оно было бы обозначено на подробных картах русского генштаба.
На военной карте ХІХ века на этом месте изображено восемь курганных насыпей. Ныне, кроме большого кургана, не до конца распаханы две небольшие насыпи. Остальные читаются на снимках из космоса светлыми пятнами. В бесконечно сухую осень 2011 года мы видели курганные пятна своими глазами и даже прощупывали их подошвами башмаков – чернозем на распаханном поле собран в комочки, а курганные насыпи были сложены из дерна и теперь рассыпаются в порошок. Кстати, насыпей, считая и большой курган, оказалось не восемь, а шестнадцать. Очевидно, половина из них была распахана уже к созданию карты генштаба.
Пирамиды степей
Первые курганы в наших степях возведены в то самое время, когда в Египте стали сооружать пирамиды. За две тысячи лет, к концу бронзового века трудами восьмидесяти поколений двухмерное пространство степей было преобразовано в трехмерное. Даже сейчас, когда распахана большая часть курганов, с вершин оставшихся видны на горизонте несколько соседних.
Работа, проведенная для сакральных целей, неоднократно использовалась в последующие эпохи. Казаки размещали на курганах сторожевые посты, которые ночью – огнем, а днем – дымом сообщали об опасности. В ХІХ–ХХ веках на курганах ставили знаки триангуляции [геодезических пунктов на местности], которые действовали до эпохи спутниковой триангуляции, а в случае катастрофы спутниковых навигационных систем заработают снова.
На вершине высоты «123 м» мы в 90-х годах ХХ века застали железный знак триангуляции и сложенный из кирпича обелиск с чугунной таблицей с датами законов 1921 и 1922 годов. Потом триангула была срезана и украдена, утеряна таблица, а кирпичный обелиск наполовину разобран. Сохранился железный «пятак», точно фиксированный на картах.
Спасибо Василию Зуеву!
Названия кургана казацких времен у нас не было до того, пока в 2011 году в Днепропетровске тиражом всего 350 экземпляров выпущено репринтное издание книги «Путешественныя записки Василья(!) Зуева от С. Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году».
Интересы академика Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Василия Зуева разносторонни. После общения с цыганами в городе Белгороде он помещает в своей книге четыре страницы словарных записей цыганского языка. Получив из казенного сада города Крюкова [ныне в черте города Кременчуга] плод Cucurbita melopepo – патиссон, посвящает целую страницу с гравюрой-иллюстрацией этому неизвестному в России овощу. Зуев описывал половецких каменных баб на курганах, а сопровождавший его студент-художник их зарисовывал.
Для нас интересны строки описания проезда территорией нынешнего города Запорожья: “В Кичкасе находится одна только избушка, в коей живет Запорожец, а за полверсты от оного застраивается от г. Фалеева пристань для отправления судов вверх и вниз по Днепру, для чего и построена им на том месте контора. За три версты от Кичкаса переехали мы речку Хортицу, славную по имеющемуся против устья ее особливой от всех прочих величины острову того же имени, на котором Князь Григорий Александрович Потемкин особое для разведения и украшения прилагает старание. От речки поднялись мы на отлогую гору в трех верстах вправе увидели мы превеликую могилу просто большим курганом называемую, которая однако кроме своей величины ничего особливого не имела”.
Для анализа цитаты следует указать, что расстояние от Кичкасской переправы до переезда через речку Верхняя Хортица составляет шесть километров. Считаем другие отрезки пути Зуева: Например – Ненасытец – 28 верст от Каменского [Днепродзержинска]. Следует учесть, что расстояние по дорогам было больше, чем теперь. Можно убедиться, что путешественник использует т.н. «длинные» версты в 1000 сажен, в отличие от принятых повсеместно казенных верст в 500 сажен. С «длинными» верстами в 2116 метров начали бороться со времени Петра І, дабы в империи царило «единообразие». Но в течение всего ХVIII века двойные версты сохранились в Сибири и на юге, т.е. у нас.
Если отмерить на карте расстояние от Кичкасской переправы до речки Верхняя Хортица и продолжить путь в сторону Томаковки, то точно на таком же расстоянии «в трех верстах» [длинных двойных] на «отлогой горе» нет другого приметного кургана, как наша высота 123 метра.
То, что «большой курган» написан не с большой буквы – особенность орфографии тех времен. Титул «Князь» и слово «Запорожец» Зуев пишет с большой буквы! В дарственных надписях казаков, на церковных книгах, они часто писали свое имя с большой буквы, а фамилию – с маленькой. Логика была наверно в том, что имя доставалось в честь святого, а прозвище давали товарищи.
«Особливий» курган
Василий Зуев кроме величины ничего «особливого» в кургане не увидел. На широкую пологую эстакаду, которая по часовой стрелке обвивает Большой курган, он не обратил внимания. А зря! Нам такое пришлось видеть всего два раза. Из них один по телевизору – курган у Старой Ладоги, приписываемый Вещему Олегу!
Очевидно у скифов, когда они возводили «пирамиды степей» высотой до двадцати метров и больше, не было иных вариантов, как завозить строительный материал по эстакаде. Не брать же курган «в лоб»! Но скифы через год по окончанию работ выравнивали следы дороги.
То, что на Большом кургане до ХХІ века сохранилась эстакада, «дорога» такой ширины, что по ней может подниматься воз, запряженный парой волов, говорит, что в последний раз могилу подсыпали после скифских времен. Быть может, наиболее выдающиеся курганы были местами паломничеств и по эстакаде проходили процессии. Возможно, последнюю досыпку провели в ІХ-ХІ веках варяги, или русы – язычники. Ведь всего в пяти километрах проходил знаменитый путь «из Варяг в Греки».   

Юрий ВИЛИНОВ,
Сергей ШИШКОВ


Оффлайн Козак

  • Мудрец
  • *****
  • Козак без веры не Козак
Сарматы :)     Сарматские племена (роксоланы, языги, аланы и др.) доминировали на территории Украины с III в. до н.э. по III в. н.э. Пришли они из южно-уральских  степей, обосновались к северо-востоку от скифов. В середине III века н.э. их смели германские племена (готы). Часть сарматов вошла в состав готской державы Германариха, часть "попросила убежища" у праславян и влилась в состав Черняховской культуры, остальные ушли за Дон. Окончательно смяли сарматов гунны – кого смогли истребили, остальных – ассимилировали.


      
  

Сарматы, как и скифы, представляли собой народ-армию, где всё мужское население являлось военнообязанным. Античные авторы всегда подчёркивали агрессивность сарматов, их воинственность.

Со скифами сарматы воевали и как враги, и как союзники. В мирное время разделяли зоны влияния и совершали набеги на праславянские сёла, на земли понтийского царя Митридата, на античные полисы (Ольвию, Тиру, Никоний). С сарматами вела постоянные войны Римская империя.

Несмотря на то, что главным родом войск у сарматов была конница, в военной тактике от своих предшественников они несколько отличались. У киммерийцев и скифов была лёгкая конница, у сарматов – тяжёлая: их лошади были не быстры, но чрезвычайно выносливы. И если киммерийцы и скифы стремительно проносились мимо противника и осыпали его ливнем стрел, то сарматы шли "в лоб". Пользовались они и более длинным мечом – 70-110 см.
  


Основой общественного устройства сарматов являлась родовая община, включавшая группу родственных семей. Жили они лагерем, в шатрах, напоминающих юрты монголов. Городов, во всяком случае на территории Украины, у них не было. Зимой они шатры утепляли, ни землянок, ни других стационарных жилищ не строили. Это был народ кочевой – находились они на одном месте до тех пор, пока скот не съедал траву. Затем перемещались в другое. При этом каждое племя имело свою территорию, выход за которую приводил к межплеменным войнам. Питались сарматы мясом, сыром, молоком. Разводили лошадей и овец – тех животных, которые не теряли вес при частых перемещениях. Погребая умерших, они клали рядом с ними вещи, которыми те пользовались при жизни: мужчинам – оружие, конскую сбрую, кубки с вином; женщинам – украшения, зеркала, иголки.
  
      

Основу сарматской "экономики" составляли война и грабёж. Нападая на степных крестьян и жителей греческих полисов, они захватывали провиант и уводили в рабство здоровых крепких мужчин.

 Сарматы не чуждались и ремёсел: обрабатывали шкуры, шили из них одежду, колчаны, шлёмы; что-то там ткали, лепили, однако это было обычное домашнее рукоделие.  

Сарматы умели добывать и обрабатывать металлы – литейщики отливали котлы, зеркала, металлические части конской сбруи; кузнецы ковали железные мечи, кинжалы; ювелиры из золота и серебра изготавливали украшения.

Сарматы достаточно активно приторговывали – немного шкурами, немного ремесленническими поделками. Но основная статья их экспорта – рабы, которые "растамаживались" в Греции, Риме, на Ближнем Востоке, и даже в Индии и Китае. Импортировали они ювелирные изделия, керамику, пряности.


Оффлайн деус

  • Модератор
  • Супер Эксперт
  • ***
  • Лучший поисковик и лучшая находка 2013

Оффлайн Gen67

  • Эксперт
  • **
  • Garrett Ace-350, ХР Деус
Мужики не проще ссылку давать чем текст передерать. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B
Видишь суслика?
— Нет.
— И я не вижу. А он — есть!


Оффлайн Козак

  • Мудрец
  • *****
  • Козак без веры не Козак
может кто-то уже занимался таким делом. есть какие-то наработки по этой теме!? делитесь информацией
В этой теме делятся информацией,наработками по даному вопросу,и никто ни чего не передерает,зачем нужна вся ссылка, если вопросом есть название темы ??? :o???Уверен что любой может найти ссылку самостоятельно при желании.


Оффлайн Кручун

  • Опытный пользователь
  • ***
  • Garrett AT PRO => XP Deus 3428 RC
Хлопцы, наработки - это информация плюс хотя бы 5%  своего конструктива. А по итогу получается что тупо содранный текст постится как своё сообщение. Я прекрасно понимаю, что форум нужно поднимать, тем более интересующихся много (посмотрите на статистику посещений и количество гостей - их в несколько раз больше, чем пользователей), но где же свои рассуждения????

ЗЫ. Но простите меня великодушно: пока это писал, то понял, что своими мыслями делиться не спешу. А они есть - и про места, и про планы... Но опять же, это потому, что лично меня напрягает довольно большое количество гостей - ХЗ что за люди и с какими целями читают форум.....


Оффлайн Козак

  • Мудрец
  • *****
  • Козак без веры не Козак
 :) Согласен,личный конструктив в ответе№3,и писать на форуме будут не многие,да уверен и читать тоже,посетителей туча, и все ищут что-то интересное,большее им не интересно ;D.Допишу,эта тема для меня оч. интересная,тоже ставил себе задачу найти что-то скифо-сарматское.Искал несколько лет,результат 0,толи не повезло,толи так искал.Но берега одной реки проверил конкретно,нашел кучу других находок,а по теме не одной.Может в этом году повезет,не прекращаю надеятся на удачу,и буду искать дальше.Тема и вопрос скифо-сарматов очень интересен :)